Если кто не знает, кем был Омар Эппс доктор Форман до революции Хауса, то смело берите ленту Такеши Китано под скромным названием Брат, снятую еще в 2000 году. В русскоязычном сегменте рынка она известна как Брат Якудзы.
Трейлер слабенького качества
Собственно картина эта, как не трудно догадаться про братьев. И раз снята она в Штатах, то значит про тех братьев, которые приехали в Объединенные Государства Америки. Собственно сюжет ленты сильно напоминает картину Алексея Балабанова Брат-2, которая вышла практически одновременно с фильмом Китано. Так что вопрос о плагиате тут не стоит. Стоит вопрос о типической схожести судеб инородцев, которые попадают в Штаты в зрелом возрасте. Что японцы, что русские, что арабы. Путь Карлито тут тоже есть.
После гибели оябуна или босса, небольшая семья якудза поглощена другой. Кто не согласился: или сбежал, или умер. В принципе, для японца это одно и тоже. Об чем и фильм. Аники Ямамото - Аники в переводе и есть Старший Брат, а Ямамото видно в честь знаменитого ныне дизайнера с которым Такеши сотрудничал впервые - рвёт когти в Штаты, где живет один из его многочисленных сводных братьев. И на новой земле, действуя согласно кодексу страны Восходящего солнца, возникшей из капель, упавших в море с кончика копья, создаёт свою, интернациональную семью из всякого разноцветного сброда, не лишенного задатков и перспективы. На первый взгляд современного индивида все хорошо и деньги текут рекой.
Понимая, что ничего долгоиграющего у него с таким персоналом не выйдет, Ямамото с обреченностью казака, самурая воина все равно занимается единственно достойным якудза делом: обеспечивает членов семьи работой и деньгами, а те платят ему преданностью и жизнями. Конец американской эпопеи будет многажды печальнее японской саги, как только его ребята столкнутся со спаянной на базе кровных уз организацией – эта мысль заставляет Аники Ямамото и вовсе замолчать едва ли не на половину фильмы. Трудовые будни бандитов заполнены игрой в баскетбол, кости, го и прочие. Вроде подсчета числа женщин и мужчин, которые пройдут по улице. К хорошему привыкаешь быстро потому, что оно быстро заканчивается. И когда на пути у растущей семьи вдруг появляется мафия, а не какие-то мексы или ч0рные, Ямамота первым понимает, что снова набивать старую сумку потертыми банкнотами уже поздно. Нужно делать ноги.
Сюжет, как не сложно заметить, примитивный. Снято мрачно и жестковато. Редкие скетчи мастера мандзай лишь исключения, которые подтверждают правила. Выглядит происходящее, как и все у Китано, жирно, выпукло, гротескно и будто нарисовано каким-то широкими, размашистыми мазками. Никакой уверенности в реальности происходящего или снятия по мотивам реальных событий. Говорят немного. Когда в людей стреляют, то они трясутся будто в приступе падучей. И дыры от пуль вокруг с кровью по стенам. Как часто бывает у японцев, много пауз. Как всегда бывает у Китано, эти паузы заполнены крупными планами обезображенного и мало чего хорошего выражающего лица главного героя и режиссера одновременно. Либо резней.
Китано давно не снимает кассовых фильмов, зарабатывая на рис и рыбу другим. В его сюжетах много про преступность, игры и ч0рного юмора. Про что знает, про то и поет. Девочкам такое не интересно. Потому лента, снятая за целых 12 миллионов баксов, собрала чуть больше потраченного – 15. Что с вычетом маркетинговых затрат и прочая дает выход по нулям. Серьезно повлияли высокая стоимость съемок в Штатах и высокий же рейтинг жестокости. Такеши, персонифицированный в образе Аники-воина, провалился по приезде в Америку точно так же, как и его персонаж, вынужденный выйти без броневого зонтика под ливень пуль. И все ради того, чтобы доктор Хаус взял в команду начинающего невролога спустя несколько лет! Откуда у бедного черного парня с судимостью деньги на медицинский, тоже становится ясно после просмотра этой картины.
Китано – большой патриот Японии. Человек не знакомый с американскими реалиями и японскими реалиями одновременно картины не поймет в полной мере. Ну, разве что на поверхности: гнев по поводу галстука на похоронах или корпоративные игры Такеши с братвою на берегу моря, его манеру обращения с женщиной. Я знаком со всем этим поверхностно, потому что-то имеет смысл , а что-то нет, пусть и понятно, что Такеши не просто так мигает узким карим глазом будто филин, а его коллега меряет очки.
Знаковая и правильная концовка с самопожертвованием, обреченностью, новым прочтением харакири, расплатой и красивым авансовым платежом, увенчана небольшим, почти незаметным эпизодом, когда американский японец признается в том, что ему японцев не понять. Блеск!
Это я так готовлюсь к выходу свежего фильма про якудзу от Такеши, который был представлен в этом году в Каннах и никакой Пальмовой ветки, конечно же, не получил.