Второй, после «На игле», фильм, который хоть как-то похож на уэлшевскую прозу.
Брюс Робертсон, в целом, более чем паскудный человек, не смотря на то, что он - эдинбургский полицейский. Он упрямо прогрызает себе дорогу по карьерной лестнице, при этом строя козни коллегам-конкурентам. Одновременно, Брюс плотно сидит на кокаине и выпивке, занимается вымогательством и промискуитетом. Порученное ему расследование убийства японского студента, Робертсон постепенно сливает, так как думать ему мешает уже не столько сам допинг, сколько выползающие из зеркала свиньи.
В любом случае «Грязь» не избежит сравнений. В первую очередь с Уэлшевским романом «Дерьмо». Во вторую - с Бойловской «На игле».
Для сценария основательно стерилизовали источник, тем самым запустив ленту по мотивам. К слову, сам Уэлш этому нисколько не обиделся. В одном из интервью, писатель отмахнулся, мол, экранизация - не его дело, и, ко всему прочему, только дополнительная реклама книги.
Робертсон в «Грязи» вышел купированным. Из него просто вынули завзятого отщепенца, - патологического негодяя, - подсунув циничного, в меру маргинального, но, все-таки, человека. Заменили перманентный медовый месяц с наркотиками на эскапизм главного героя, уставшего от жизни и себя.
У Бойла в «На игле» вышло зарифмовать героиновую чехарду с призрачным светом в конце, хотя и с поправкой на реалии социального дна. «Грязь» начинает с милейшей мизантропии, чтобы банально скатится в морализаторство, чем исключает тот самый уэлшевский силлогизм: из плохих людей никак не получатся хорошие, вот как ни крути. Отчего, и вполне по праву, обрести статус культовой картины, скорее всего, ей не удастся.
Как бы ни было, но здесь отличный Джеймс МакЭвой, который, похоже, действительно великий артист своего поколения. Его Робертсону отчаянно не хочется симпатизировать, да и вообще как-то сопереживать. Однако вытащить из абсолютно плоского персонажа междустрочие - это и есть лицедейство высшей пробы.