Сказка про Ивана Дурака, который на самом деле далеко не идиот, но именно так и выглядит, существует не только в русском фольклоре: Глупый Ханс дурак, Безумный Пьетро, Жана Идиот и так далее.
Это весьма популярный персонаж, который характерен тем, что при внешней неказистости, внешне низких умственных способностях и при минимальных усилиях достигает максимального результата, который и не снился другим, намного более красивым, умным и богатым родственникам.
Мало кто знает, что имя Иван - еврейского происхождения, а погоняйло Дурак относится не к умственным способностям, но к имущественному статусу. Говорят, что тот, который остается в дураках, это тот, который не получает свою долю наследства, то бишь третий сын в семье или сын старика и старухи.
Картина снята по книжке польского еврея Ежи Косински, который после войны стал американским писателем. Именно в Штатах Ежи и свел счеты с жизнью уже в начале девяностых, когда только рухнул Железный занавес.
Лента неординарного Хэла Эшби, который прожил не так много, как мог бы, как раз про такого вот американского клинического идиота, который описан в самом начале. Он всю свою жизнь прожил в вашингтонском таун-хаусе, работая садовником в каменных джунглях, и был буквально воспитан волками телевизором.
После внезапной смерти старика-владельца был вынужден выйти на так называемую свободу. Попал под лошадь, впервые попробовал алкоголь и все заверте...
Обстоятельства сложились таким образом, что безумный садовник не только становится членом высшего света, но и главным кандидатом на пост президента Штатов. Местами накал идиотии настолько силен, что становится сомнительно идиотия ли это. Или все-таки идиоты окружающие?
В общем, и не Форест Гамп, и не Человек Дождя, но есть в этой старой ленте что-то и от первой, и от второй картины. Прежде всего потому, что снята она была в 1979 году, получила куча номинаций и почти столько же наград, а потому именно она наложила определенный отпечаток на все последующие картины этой популярной не только в русском народе тематики.
Один из последних фильмов с участием Питера Селлерса. И нужно отметить отличный фильм. И прекрасная работа. Некоторые фишки Дастин Хоффман и Том Хэнкс взяли у Питера Селлерса. По моему дилетантскому.
На заднем плане звучит музыка, которая нам известна по игре Что? Где? Когда?, то есть вступительная часть к произведению Штрауса Так говорил Заратустра. Что тоже доставляет и добавляет.
Есть несколько сцен, которые сногсшибательны. Сцена выступления в прямом эфире, сцена неистовой любви к самой себе в присутствии постороннего и похороны с выносом тела - прекрасны и совершенно не понятно почему не цитируются к месту и нет.
Финальный выход по воде аки по суху лишь на первый взгляд выглядит заоблачно пафосным. В действительности все много прозаичнее и даже приземленнее, если обратить внимание на некоторые детали и вспомнить кто Чанси по профессии.
Юмор и тексты - суровы и неоднозначны. Смею утверждать, что есть как минимум три пласта, которые видны в зависимости от уровня общей эрудиции, знаний американской культуры и традиции, а также политической подкованности.
Потому с первого раза становится смешно одно, со второго раза в этом же месте можно и погрустить, а с третьего - сделать вывод.
Жизнь это состояние ума.
Аминь
Комментарии
Самое это то, что фильм был почти сразу показан по советскому ТВ. Меня он тогда просто разорвал.