Каждому времени своя Амели. И если у поколения нулевых это была Амели Пулен, которую увековечила Одри Тату, то в шестидесятых это была другая Одри - Хёпберн.
Именно ей в это время поклонялись миллионы девушек, именно ее вожделели миллионы мужчин, именно ее образ как минимум целое десятилетие олицетворял некий образ жительниц крупных городов Соединенных Штатов, которому хотели подражать другие представительницы прекрасного пола.
Это я наконец-то посмотрел фильм Завтрак у Тиффани полностью. Нет, я слышал прекрасную пестню Лунная река и считаю ее одной из выдающихся композиций века. Пусть ее и не хотели включать и так и не включили в официальный саундтрек к картине.
Вторая удивительная составляющая этой ленты - сама Одри Хёпберн, которую я помню по фильму Римские каникулы. Картина про поездку в Рим некоей принцессы, которая спуталась с репортером и даже слегка привлюбилась в него, оставила самое приятное впечатление. Действительно сильная лента.
В Завтраке у Тиффани, точно как и в Римских каникулах, я снова высматривал знакомые дома и пейзажи, но Манхэттен в этой картине не главное, конечно. Здесь важна история.
В картине рассказана типичная история типичной американской девушки, которая приехала откуда-то с Юга в большой город и придумала себе ненадолго новую жизнь. Смотрел и узнавал приятельниц и знакомых из не такого уж и давнего прошлого. Их и у нас миллионы.
Кто-то закончил просто плохо, кто-то - еще хуже, а кому-то даже повезло. Она не скололась, не спилась, а вышла замуж, родила двоих детей и муж сначала счастливо избежал заказного убийства, а потом выжил в автомобильной аварии и теперь примерный семьянин.
Главная героиня Завтрака - сильно пьющая и курящая уже в свои двадцать авантюристка на доверии и мелкая воровка, которая живет в съемной квартире с котом без имени. Одри в этой картине уже за тридцать и она органично смотрится в этом образе, но когда начинаешь сопоставлять факты - волосы встают дыбом.
Может потому эта посредственная в общем-то картина пользуется такой популярностью? И может потому она только спустя сорок лет после выхода была включена в список значимых произведений искусства Штатов, что означает признание уже культурологов, которые не сильно руководствуются интересами толпы.
Главная героиня ведет весьма свободный по меркам даже конца XX века образ жизни за счет мужчин, оказывая им сексуальные услуги на конкурсной основе, то есть что-то среднее между просто блядью и профессиональным динамо, но не проститутка. Что вы, как можно такие слова даже произносить?!
Вторым источником заработка 20-летней особы стала роль связной, которая передает с кичи на волю малявы местного наркобарыги его пока еще свободным подельникам. Фактически, это Мурка из Нью-Йорка, которая зашухарила всю манхэттенскую малину.
Холи, которая в действительности - Луламея, ранее вышла замуж по расчету, но кинула своего простака и одновременно педофила мужа вместе с четырьмя детьми, успешно избежав преследования по административному правонарушению в другом штате.
Она проживает под вымышленным именем в съемной квартире, которую периодически использует в качестве притона, но выглядит на экране все настолько весело, что только будучи отягощенным жизненным опытом и профессиональной деформацией, понимаешь, о чем на самом деле идет речь в фильме.
Она встречает яркого и неординарного молодого человека, который на деле оказывается профессиональным альфонсом, что шифруется под начинающего писателя.
Молодой человек очарован как нехитрыми трюками девушки, которая всячески изображает из себя эксцентричную и взбалмошную особу, так и ее необычной внешностью: невероятной стройной фигурой, неформатной талией и глубокими глазами.
В общем, кто знает про то, что над образом Одри в этой ленте работал сам Живанши, тот не удивится, что она потом надолго в нем и зависла. Тот же кто знает, что Одри не была американкой, тот не удивится вообще.
В фильме она пытается вертеть кавалерами и успешно крутит самыми слабыми, притворяясь романтичной дурочкой, но с теми, кто дает больше, чем 50 баксов на дамскую комнату, приходится сложнее.
История самая банальная и даже примитивная, только платья подороже, чем в студенческом общежитии. Сцена пьянки на съемной хате - восхитительная, будто с гаражных вечеринок в Штатах, или студенческих попоек позднего СССР снята.
Я даже могу вспомнить, как зовут дамочку из числа моделек, которая нажралась вусмерть, чтобы традиционно носом вспахать пол. По разные стороны Атлантики их звали совершенно по-разному, но нарывались они и вели себя после этого совершенно одинаково.
Понимая, что все это ненадолго и вечно так продолжаться не может, циничная и хитрая героиня с осиной талией и обворожительной улыбкой, ищет обеспеченного мужа. И даже согласна выйти замуж за богатого латиноса, который представляет чуждую культуру. Она готова уехать хоть к черту на кулички в нее с головой за соответствующее материальное вознаграждение.
Представляете, что по меркам Штатов в конце пятидесятых значит Бразилия? Это даже не Таджикистан. Сейчас вна Украине таких дамочек - миллионы.
В кульминационный момент девушка попадает в следственный изолятор, но быстро выходит под залог, благодаря вмешательству обеспеченного покровителя. Она утверждает, что проходит свидетелем по делу в организации торговли наркотиками и пошла на сотрудничество со следствием, но стремится изо всех сил как можно быстрее свалить из страны и избежать наказания.
Сцена в такси, где главный герой признается в любви, - сильная, но ее финал, когда главная героиня таки принимает гравированное колечко из пакета с крекерами, соглашаясь на брак, приводит в ярость. Ибо совершенно понятно, что будет дальше. Как совершенно понятно, что всего этого не покажут. И начинающего писателя без средств к существованию откровенно жаль.
Чернуху в то время снимать было нельзя. В те времена о проведенной вместе ночи рассказывали посредством второй маски из числа весело украденных, которую на утро главный герой нашел на кровати. И нам как бы становится понятно, что это за маска и кто ее забыл. Поцелуи строго лимитировались, не говоря про лексику.
И когда автор одноименной книжки Труман Капоте, который в силу своей тщательно в то время скрываемой сексуальной ориентации, не очень любил женщин, принес 91 страницу текста на Парамаунт, то в нем не было ни слова про Тиффани, а сам автор честно признался, что писал роль специально под Мерлин Монро.
Есть такая категория мужчин, которые ненавидят прозаичных теток, но обожают Аллу Пугачеву, например. И всячески пытаются ей подражать. Ну, или Монро. По разные стороны Атлантики раньше были разные кумиры. Это сейчас все смешалось.
Автора постигло страшное разочарование - Монро была отвергнута Парамаунтом. Чтобы вытащить такой сценарий, где главная героиня открыто называлась девушкой по вызову, нужна была совсем другая женщина, а не сама главная девушка по вызову Штатов на тот момент. Слишком прозаично.
Была и другая причина. Точнее, причины. Учитывая, что компания Тиффани зашла очень солидным бюджетом не только ради названия, но ради пятиминутной сцены в магазине, где услужливый продавец стоически исполнял каприз странных покупателей, овчинка стоила выделки.
Дело в том, что Де Бирс в то время работал с Монро, озвучившей их слоган "Бриллианты - лучшие друзья девушек", то есть фразу которая принесла торговцам миллиарды, а самой Монро - славу и несколько камешков.
Ювелирная компания Тиффани как раз переориентировалась на менее дорогой сегмент и в частности - бижутерию. "Носить бриллианты до сорока - пошло", - вот откуда растут ноги у другого слогана, озвученного Хёпберн занедорого в этой ленте.
Были еще и бюджеты от производителей крекеров, спиртного и сигарет, но много меньше, потому и титульным спонсором картины в лучших традициях мыльных опер, которые раньше шли по радио за деньги химиков и парфюмеров, теперь стали ювелиры.
На Парамаунт испугались брать на себя риск и отдали продакшн на другую студию, оставив себе сливки - прокат готового продукта. Там мудро посчитали, что Труман писал про себя,а не про святую Холи. Это такая игра слов на английском.
В Парамаунт не ошиблись. Уже не скрывающий своих гомосексуальных пристрастий Труман умер в середине восьмидесятых от цирроза, вызванного наркотическим токсикозом, так и не дожив до шестидесяти.
Воткнув в трешевый совершенно сценарий волшебную Одри Хёпберн, которая к тому времени уже была обладательницей Оскара за роль в Римских каникулах, продюсеры получили совершенно необычную картину, в которой вульгарная воровка и проститутка, одетая от Живанши, становится эксцентричной девушкой с тонким вкусом и безымянным котом.
Романтическая история заканчивается очень хорошо, но рано - за экранизацию последующих двух месяцев совместной жизни главного героя и главной героини можно было бы срубить миллионы.
Правда, правильного хорошего финала уже бы не получилось, а вышла исключительно криминальная драма с кровавым скорее всего финалом.
Пестня же Лунная река совершенно волшебная и получила Оскар по праву, да.