Удивительная сейчас, но, думаю, типичная для той эпохи родная племянница Эдуарда Теодора Боссе, который вместе с немцем Р. Г. Геннефельдом основал в 1897 году в Юзовке (Донецке) «Машиностроительный и чугунолитейный завод...» ("Донецкгормаш") - Виктор Гриза
В августе 1917 года в Алуште О.Э. Мандельштам написал стихотворение:
«Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
— Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, — и через плечо поглядела…»
Этой хозяйкой была Вера Судейкина, актриса и художница, урожденная Боссе, в замужестве — Люри, затем — Шиллинг, а потом — Судейкина. Соломон Волков, музыковед, журналист и писатель, написал такую биографию Веры Судейкиной (Стравинской).
*****
Самой экзотической женщиной, которую мне довелось встретить, была, без сомнения, Вера Стравинская, вдова великого композитора.
Когда мы познакомились в Нью-Йорке в 1976 году, Вере Артуровне было восемьдесят восемь лет. Ошарашила она меня сразу, почти с порога предложив сначала выпить, а потом закурить. Я в смятении отказался. Стравинскую это нисколько не озаботило: сначала она с лихостью опрокинула стопку водки, а затем преспокойно задымила. Иностранец бы воскликнул: вот типичная русская женщина! Так когда-то подзалетел сам Томас Манн, написавший, что Стравинская — настоящая «русская красавица».
На самом деле отцом высокой и дородной Веры Артуровны был француз де Боссе, а матерью — шведка, так что в жилах ее не текло ни капли русской крови. Лишнее доказательство того, что жизненное окружение лепит личность настолько же, насколько и гены. А это окружение у Веры Артуровны почти с самого начала было богемным и экзотичным: она вращалась в кругу «Бродячей Собаки», снималась у легендарного режиссера Якова Протазанова (Элен в «Войне и мире»). Вышла замуж за англичанина Роберта Шиллинга — рассказывают, отчаянного игрока. Здесь процитирую одну из баек Сергея Довлатова, тем более что в данном случае это чистая правда: «Вера понравилась Таирову. Он пригласил ее в свой театр.
Представляя молодую актрису труппе, говорил: «Не было ни гроша, да вдруг — Шиллинг...» Но от Шиллинга Вера ушла к модному художнику Сергею Судейкину, одному из центральных персонажей той пряной и слегка бесстыдной эпохи. Образовался сложный шестиугольник: Вера — Судейкин — его бывшая жена Ольга — Александр Блок — молодой поэт Всеволод Князев — Михаил Кузмин. В результате всей этой истории Князев, как известно, в 1913 году застрелился. Впрочем, об этом см. «Поэму без героя» Анны Ахматовой.
Летом 1917 года Вера Артуровна с Судейкиным сбежали из Петрограда в Алушту. Здесь же оказался и Осип Мандельштам, обессмертивший её в стихотворении...
(Кстати, это было одно из любимых стихотворений Иосифа Бродского). Рукопись этого стихотворения Вера Артуровна бережно сохранила, пронеся через всю свою бурную жизнь. И в Париже, и в Лос-Анджелесе, и в Нью-Йорке любила вынимать и перечитывать.
В эмигрантской Европе 20-х годов Вера стала подругой Игоря Стравинского, который к этому времени был уже пятнадцать лет женат, разводиться не собирался, но и с Верой не расставался. Она была его переводчицей, секретаршей, а в некоторых случаях и менеджером. Жена обо всем, по меньшей мере, догадывалась, в артистических кругах отчаянно сплетничали, так что ситуация была довольно напряженная. И длилась она без малого двадцать лет, до смерти жены.
Друзья считали, что Стравинский после этого на Вере не женится. Но — ошиблись. Композитор был человеком весьма вспыльчивым — клубок нервов, а Вера на него действовала успокаивающе, в жизни Стравинского это был необходимый наркотик.
Могу засвидетельствовать: в присутствии Веры Артуровны торопиться не хотелось. Возникало ощущение уюта, казалось — все образуется, неприятности рассосутся. Любой её жест, самый экстравагантный, производил впечатление непринужденности и уверенности. Разговор тек ласково и естественно.
Она была в высшей степени здравой женщиной и талантливой художницей. Её загадочные и фантастические пейзажи украшали стены огромной нью-йоркской квартиры Стравинских, выходившей окнами на Сентрал парк.
Смерть Стравинского в 1971 году не выбила Веру Артуровну из колеи. Она продолжала писать картины — когда ей было уже девяносто, успешные выставки ее работ прошли в Лондоне, Париже и Берлине. Но, конечно, Вера Артуровна постоянно вспоминала об Игоре Федоровиче. О том, как он любил птиц, животных и цветы. О том, как каждое утро, когда она составляла список неотложных дел, он неизменно сверху вписывал: «Сначала ты меня поцелуешь!» О том, как они вместе читали русских поэтов — Пушкина, Ахматову...
И добавляла: «Меня вечно спрашивают, каких великих людей я встречала. За свою жизнь я встретила только одного великого человека — Стравинского».
*****
Письмо В.С., написанное Стравинскому после его смерти: «Всем пишу, а всего больше хотелось бы написать тебе. <...> Как легко мне пишется тебе! Я очень страдаю, что не могу говорить с тобой — мне не с кем говорить, особенно по-русски, — я боюсь, что я скоро разучусь русскому языку <...>. Неужели я забуду русский язык? Последнее время, когда ты уже не мог много говорить, а я тебе рассказывала что-нибудь, чтобы развлечь тебя, ты смотрел на меня, и легкая улыбка расползалась по лицу! Что бы я дала теперь, чтобы увидеть эту улыбку! Я готова плакать, и совершенно напрасно я верю, что увижу тебя, — может быть, это будет неудовлетворительно, мы всегда желаем ту самую среду, в которой мы жили и были счастливы, — то маленькое café около NDame, где мы встречались тайком. Café было паршивое, но ты говорил: «От добра добра не ищут». Под добром ты, конечно, подразумевал счастливые моменты. Я уверена, что ты слышишь все, что я говорю и думаю. Ведь это делается духом, а не телом, которое сгнило, или костями, которые поддерживали тело, а дух ведь продолжает существовать» (без даты).
Вера де Боссе (Шиллинг, Судейкина, Стравинская) прожила долгую жизнь (девяносто четыре года), скончалась 17 сентября 1982 года в Нью-Йорке. Похоронена в Венеции на кладбище Сан-Микеле, рядом со своим мужем Стравинским.
В 1995 г. в университетском городе Принстоне (США) было осуществлено факсимильное издание альбома Веры Судейкиной-Стравинской (оригинал хранится в частном собрании, Нью-Йорк). Автором идеи издания, обширного предисловия и научного комментария является известный исследователь русского литературно-художественного авангарда профессор Джон Боулт.
Альбом Веры Судейкиной, содержащий стихи, рисунки, нотные записи, автографы и фотографии известных деятелей культуры ХХ в., сегодня представляется историко-культурным фактом, имеющим интерес для специалистов и широкого круга читателей.