Пара донецких блогеров сняла и выложила в сеть любительский фильм На краю государства, где речь идет о нелегальной добыче угля в городе Снежное Донецкой области.
Фильм, который был снят во время поездки в поселок Северный, был снят и смонтирован блогерами frankensstein и Донецкий Орк, и мне его довелось видеть чуть раньше, когда он еще не имел такого громкого названия. Мне так казалось. Оказывается, это совсем разные картины и первая называется Шахтёрский тупик.
Судя по всему он слегка перемонтирован/переозвучен и получил новое, много более звучное имя. В короткометражной картине речь идет про те же места, что и в истории, названной Шахта №8, которая была снята в этих же краях, но в ленте Марианны Каат все таки сильна личностная составляющая: эстонский кинематографист концентрируется на понятных каждому человеку вещах и судьбах, криминальная составляющая угольного бизнеса в этой картине только фон.
В поселке Северный, как известно не только местным жителям, копанки, который тут называют дырками, нередко роют прямо во дворах жилых домов.
Цель фильма вроде как привлечь как можно больше внимания к проблеме нелегальной угледобычи в регионе, заставить власти хоть как-то реагировать на происходящее, а народ - задуматься над тем, что происходит вокруг.
В общем-то власти не скрывают того, что знают про эту проблему и даже губернатор говорит о полной деградации шахтёрских поселков, фактически расписываясь в собственном бессилии.
В фильме есть несколько занятных интервью с местными жителями, где они рассказывают о преступной деятельности криминальных группировок, а также съемки нелегальных шахт где-то в лесу.
Вопросы парни задают сильно наводящие и с эпитетами в описаниях исключительно нагнетающими переборщили, но это уже издержки производства, которое ближе всего к документальному.
В любом случае - нужное и важное дело сделали, потому как говорят, что снимали на цифровой фотоаппарат, а монтировали - на персональном компьютере. Пример каждому, кто собирается сделать первые шаги по исключительно извилистой дорожке документальной журналистики.