Южнокорейская картина «Мать» о силе и слепоте материнской любви
Юн До Джун – немножко кретин, проживающий с матерью-травницей в захудалом предместье Сеула.
До Джун проводит время с хулиганистым приятелем в поиске неприятностей и вынашивает в себе мечту залезть под юбку местной проститутке.
Однажды вечером, так и не дождавшись благосклонности предмета обожания, До Джун закоулками пробирался домой. В закоулках ему повстречалась старшеклассница, которой До Джун отпустил несколько похабных замечаний.
Утром следующего дня старшеклассницу обнаружили мертвой. Не смотря на неприглядную репутацию старшеклассницы, До Джуну инкриминировали убийство, так как около места преступления нашли принадлежащую ему вещь.
Полиция решила не напрягаться. Предъявила аргументы – вещь До Джуна и удар ногой с разворота – чем убедила несмышленого подписать повинную и отправила его отбывать срок. Однако непоколебимая в святой невинности сына мать-травница взяла расследование в свои руки.
Столь немудреная коллизия снятая, допустим, французами стала бы нудным проходным пустоцветом. У южнокорейского режиссера Джун-хо Бона (ответственного за совершенно удивительный фильм «Вторжение динозавра»), этот сугубо европейский сюжет обратился герметичным триллером.
Герметичность эта отнюдь не в минимализме планов и скупости натурных съемок. Здешняя герметичность передается в закрытых от внешнего мира внутренних переживаниях матери.
Раздирающая ее изнутри несправедливость мира, халатность чиновников, циничность полиции, злобная тупость соседей. И чтобы об этом сказать, не каждый раз необходимо кричать. Иногда нужно молча делать.
Не всегда понятная западному обывателю азиатская упертость здесь движущая сила. Мать в отрешенном от всего земного состоянии роет не хуже столичного детектива. Еще в предыдущем кадре кормившая пирогами сына женщина, в следующем находит зацепки и улики, пропущенные за ненадобностью полицией
Тем не менее, это превращение не притянутое, не кларкентовское. Мать не заходит в телефонную будку, где снимает плащ и выходит уже суперменом. Это превращение, даже мутация, вызванная горем и жизненными обстоятельствами. Обстоятельствами, не останавливающими человека ни перед ложью, ни перед убийством.
Для Джун-хо Бона такая мутация естественное положение вещей. Если жизнь ставит условия, условия необходимо принять. А цена не имеет значения.
Российская лента «Похороните меня за плинтусом» о болеющем всем на свете мальчике и его чуть-чуть обезумевшей бабушке-наседке
Восьмилетний Саша Савельев рахитичный мальчик с чудесным букетом болезней: от хронического бронхита до почечной недостаточности. Саша живет с дедушкой-народным артистом СССР, который все время на гастролях. И бабушкой-истеричкой, которая лечит Сашу и одновременно клянет весь белый свет. Саша тихо ненавидит бабушку, не уважает дедушку и все время ждет маму, когда-то убежавшую к художнику-пьянице в Сочи.
Саша Савельев – уже осознавший себя лицемер и эгоист. В таком Саше угадывается почти каждый ребенок, тем более выращенный в парнике тотальной любви.
Переживания Саши имеют ограниченный диапазон. Он периодически желает видеть маму, но причина не понятна и самому Саше – или из-за подарков, или потому что он ее любит. В тоже время Саша был бы не против смерти дедушки, так как в этом случае ему достанется кассетный магнитофон.
Потерявшая какие-либо связи с действительностью, кроме таланта диагноста, бабушка Саши уничтожает своей абсолютной любовью любые ростки человеческой жизни в семье. Ее же словами: «такая любовь, что хуже наказания». Бабушка не стесняясь наказывает своею любовью к Саше дедушку, чуть что ищущего предлог убежать хоть на гастроли, хоть в гараж. Бабушка насилует Сашу таблетками и припарками, при этом обкладывая его матом.
Для этих людей – и дедушки в том числе – жизнь замкнулась в душном круге Саши и его болезней. Саша, в свою очередь, ждет уже ни выздоровления, ни подарков, ни мамы. Он ждет, чтобы его похоронили за плинтусом. Из-за него, по мнению Саши, легко наблюдать за домочадцами, при этом не утруждая себя лечением.
«Похороните меня за плинтусом» местами автобиографичная повесть российского деятеля искусств Павла Санаева. Написанная еще в 1993, опубликованная в 1996 в журнале, номинированная на Букера и в 2003 году вышедшая самостоятельным изданием. Приблизительно тогда же стала бестселлером, обросла фанатами и интернет фан-клубами. Периодически повесть переиздают подарочными изданиями.
Интерес всецело понятен: наблюдать и ужасаться со стороны куда приятнее и, что главное, безопасно.