Посмотрел в дорогах и путешествиях по железным дорогам страны сразу два фильма на актуальную в мае тему Второй мировой. Оба – про Жемчужную гавань, как правильно будет называть по-русски Pearl harbor, и события, что там разыгрались безмятежным воскресным утром 7 декабря 1941 года.
Первый – новый, слащавый и типа про войну и мир фильм Пёрл Харбор 2001 года с Беном Аффлеком во главе крепкого любовного треугольника, который топорно вписан Майклом Беем в грандиозное международное побоище. Совсем как в первых, вторых и конечно же и в третьих Трансформерах тоже.
Девочкам такое очень нравится и гарантирует бокс-оффис, несмотря на падающие бомбы, вой пикировщиков и смерть хороших парней и тех, кто от них без ума.
Просмотрел снова с интересом, потому как первый раз видел больше десяти лет тому и кроме воспоминаний про зеленку Гавай, красивый бросок бомбы на линкор Аризону и трагическую гибель запертого в трюмах экипажа Оклахомы, ничего не помнил.
Выпукло показан знаменитый подвиг кока-боксера, который успокоил умирающего капитана и ухватил пулемет, успев приземлить агрессора, пусть корабль и перепутали.
Запоминающимся получился и кадр с воздушной атакой ряда боевых кораблей с Аризоной в перекрестье бомбового прицела, но оказалось, что и его слямзили из более старого фильма, про который ниже.
Осадок, который остался после первого просмотра, когда стало ясно, что одного из главных героев накануне подвига продала вольно или невольно баба, а потому у него не было никаких шансов выжить и лучший когда-то друг про это знал, оказался волшебным образом купирован яркостью визуальных и музыкальных впечатлений.
Потратили целых 140 миллионов на кино, собрав в прокате чуть меньше 200 миллионов, что говорит о том, что вряд ли окупился этот эпический размах необычайной любовной драмы на фоне военной техники.
Качественный фильм скорее просто про начало сороковых в Штатах, чем про начало кровавой мировой бойни, но с очень сильным патриотическим зарядом, как принято у Майкла Бэя, который продолжил с ещё большим размахом.
Вторая картина совсем не девочковая. Совместная, американо-японская. Потратили на нее всего 25 миллионов, но для 1970 года это были большие деньги. Снимали несколько лет. Куросава два года в Японии пытался что-то слепить, но у него никак не получалось, а потому получил от продюсеров пинок. Всего минута его съемок осталась в окончательной версии.
Речь про старый фильм Тора! Тора! Тора!, который провалился конечно же в прокате, собрав всего 14 миллионов, потому как довольно скучный для девочек, не представляет никакого интереса для демократических детей обоего пола и невероятно длинный ко всем своим далеко не двум недостаткам.
Я смотрел еще и японскую версию, которая длиннее прокатной американской. Говорят, что лента таки вышла в плюсы, но уже после того, как ее стали продавать сначала на видеокассетах, а потом и на DVD, то бишь для узкой, четко сегментированной аудитории.
Первая же ремарка про то, что в фильме нет вымышленных людей и событий - убила. Обычно так не бывает. Все снятые как бы по мотивам реальных событий картины обычно представляют собой одну из так называемых авторских интерпретаций, которая настолько далека от фактического материала, насколько автор близок заказчику.
В этой ленте тоже не только война, конечно. Очень неплохо показаны внутренние японские интриги, которые не позволили и не могли позволить развить успех, есть намек про причины отсутствия в гавани американских авианосцев, которые и были главной целью атаки, а также третьей и решающей волны атаки японского флота и авиации. Цирк с расшифровкой депеш в японском посольстве в Вашингтоне показан совершенно правдоподобно.
Когда говорят про нежелание Ямамото восьмипалого войны, то обычно вспоминают приписанную ему самими американцами фразу про то, что он якобы боится, что разбудил спящего гиганта. Фразу не только придуманную пропагандой, но и вырванную из контекста, забывая про то, что на острове Оаху на начало Второй мировой проживали 130 тысяч японцев, а также про то, что именно гениальный и очень непростой Ямамото сказал, что год мы сможем драться, а вот дальше - не знаю.
Гибель Ямамото, уничтоженного в результате специальной операции, которая тут не показана, но про которую мы-то в курсе, с высоты нашего опыта и знаний, означала смерть не только отдельного руководителя. Это была и месть Штатов, и гибель прежней Японии одновременно. Пусть и случилась она чуть раньше, при Мидуэе, но это уже другая история.
Эту картину консультировали не только военные с обеих сторон, но и тот самый Гэнда, который показан в фильме, и который разрабатывал план атаки на Жемчужную Гавань лично. Толковый паренек еще тогда. Он потом даже министром стал, уже после того, как отгремела канонада.
Были в числе консультантов с американской стороны и два пилота - Джордж Уэлш и Кеннет Тэйлор, которые стали прообразами тех двух слащавых пареньков, которых показали в более современном фильме, с любовным треугольником.
Именно они завалили то ли шесть, то ли все восемь японских самолетов, взлетев с соседней авиабазы с минимумом боезапаса. Судьбы у них очень интересно сложились у обоих. Один даже звуковой барьер преодолел после войны, но его подвиг не признали, потому как погиб при этом.
Самоубийственная атака японцами Жемчужной гавани буквально втолкнула Штаты во Вторую мировую, на чьем пороге спящий гигант несмело топтался целых два года. Да и после Перл Харбора не сразу начали, ибо знали про то, что запасов нефти у японцев оставалось чуть больше, чем на год к тому времени, ибо именно они их и обрезали за полгода до того как.
Что сказать? Впечатлен. Не случайно кадры из этого фильма до сих пор включают в различные псевдо-документальные ленты в качестве хроники. Сильная вещь. Про подвиг, про мужскую работу и жизнь/смерть.
Такая вот политическая экономия, но сейчас не про нее, а про наших детей, которым в голову вдалбливают расщепляющие сознание надвое идеи, насаждая чуждую мифологию и прививая какие-то сливы к вишневому черенку.
Сегодняшний ребенок лучше знает мифологию кельтов с их эльфами, лепреконами и гномами, чем сумеет отличить вурдалака от кикиморы. Не говоря про оборону Севастополя, который кровавый Сталин почему-то не хотел отдавать чуть менее кровавому Гитлеру, заваливая трупами солдат все подступы к жемчужине, но уже Крыма.
Пытаясь вспомнить толковую патриотическую картину их числа тех, которые были сняты за все годы, что прошли с распада СССР, вспомнил только одну, которую не смотрел, но которую хвалили те, чей вкус ценю - Бресткая крепость. И все.
Про оборону Севастополя помню только ленту еще Ханжонковым нашим снимаемую, которая в 1911 году увидела свет и была посвящена ещё той, первой его обороне.
Сто лет прошло. Новые герои уже придуманы и внедрены.
Мозг даже взрослого уже раскалывается.
Вот где действительно Перл Харбор!
Третий и последний.
Комментарии
По меньшей мере есть вторая игровая. Точнее - сериал. "Лето волков". Плюс - два красивых и правильных документальных сериала, "Победители" и "Великая война". Второй, АФАИК, даже Discovery закупила.
Но, глядя на дерьмометание в виде всяких "Снайперов", "Ленинградов" и прочего - капля в море. А хорошо-бы было вариант "Band of brother", но про нашу войну замутить. Да не нужно никому :(