"Я против сношения памятников", - написал знакомый в ленте и добавил фото. Вот это.
Первый раз о нехороших памятниках мне напомнили еще в 2005-м. В первую послеоранжевореволюционную зиму еще студенткой с кучкой одногруппников (других родители не пустили, потому что боялись) отправилась я в Ивано-Франковскую область под Рождество в рамках акции «Схід і Захід разом». Кстати, еще тогда подумала, что все эти акции какие-то однобокие – ездили только зи Сходу и только на Захид.
Заехав в чудесный город Косов, вслед за хозяевами мы отправились в музей ОУН-УПА. Обычный музей – какие-то открытки и письма, криївка в разрезе и все такое.
На выходе мне сунули в руки пачку газет плохого качества с биографией Бандеры. Мы остановились перед музеем, вдыхали морозный воздух и любовались серыми волнами гор. Типографская краска потихоньку и насмерть въедалась в мои розовые замшевые перчатки и тут к нам подошла женщина средних лет, привлеченная нашим разговором на русском.
- А коли це ви у себе Леніна поскидаєте?
Нашлась только наша бойкая Анька.
- Главное его тут сбросить, - и коснулась рукой головы.
Как и большинство одногруппников меня в то время мало волновал и Ленин и Бандера. Ну, стоит – пусть стоит, ну есть музей – пусть себе будет. Эти персонажи не вписывались в координаты нашей жизни. Нам казалось, что меряться и спорить из-за этих героев лет через 10-20 никто уже не будет, все меньше останется в живых очевидцев давних событий, а останутся такие как мы – те, кому уже пофиг.
***
Чего-то в связи с новой волной войны с памятниками вспомнился случай, который произошел еще месяца за два-три до начала Евромайдана.
Завернув после рабочего дня к знакомому археологу в ДонНУ, разговорилась с ним о предрассудках и невежестве, с которым ему приходится сталкиваться, как ученому. Археолог этот крупнейший специалист по каменным изваяниям (каменным бабам то есть) и парочка из них хранится у него в кабинете.
Часов в семь раздался резкий стук, от которого я вздрогнула.
- А вот как раз пример будет, - кивнул мне археолог и в кабинет зашел охранник. Как я потом узнала, мой знакомый часто работает допоздна и охранники ему напоминают о том, что пора домой. Кто поделикатнее, а кто и порезче, как сегодняшний гость, который оказался приверженцем секты Свидетелей Иеговы.
- А что вы думаете, уважаемый, о моей работе? – сразу приступил к делу археолог.
- Да, закопать их всех обратно нужно!
- Кого? – не поняла я.
- Да, идолов этих, - показал он на каменных баб.- Если Бог так сделал, что они уже под землей были, то не нужно их выкапывать. Так, значит нужно.
Мне не захотелось рассказывать, что большинство из них не под землей, а как раз, наоборот, на высоких курганах находят.
- Да, зачем закапывать? Их изучать нужно, это же история, - возражаю ему потихоньку.
- Ну, пару оставить. Пусть изучат и спрятать их подальше. А то в музеях они стоят, в университете.
- И кому от этого плохо? Пусть стоят…
- Да, это же идолы! Это же реклама язычества! Кто-нибудь увидит и язычником захочет стать, - не понимал моей тупости охранник. Потом он еще вспомнил, что у него пятеро детей, но на новый год они не ставят елку, потому что это тоже идол, которому раз в год поклоняются, и хороводы вокруг него водят.
Ушел он, а я и думаю, что это означает? Как раз для меня бабы эти не идолы, а просто артефакты, материальные памятники истории, и уж точно мне никогда бы в голову не пришло вдруг стать язычницей при взгляде на такую красоту. А для него, верующего, как он убежден, человека, эти бабы до сих пор живые и поэтому опасные.
Комментарии
главное - спилить деревья, а то каждый может захотеть стать чуркой
Если бы я был египтянином, то после победы их революции обязательно снес бы пирамиды. А как же иначе. Это ведь признак темного прошлого Египта. Миллионы простых египтян были простыми рабами и власть делала с ним все что хотела.
Valery Gorkin