14 апреля дончане, проживающие в Калининском районе, приняли участие в своеобразном субботнике и аккурат накануне Пасхи своими руками снесли ограду, установленную на месте сооружения православного храма в многострадальном Калининском сквере.
Возведение еще одной православной церкви в Донецке скорее всего спонсирует Виктор Нусенкинс - известный ревнитель православия и владелец ЗАО Донецксталь, - сообщает блогер pauluskp в публикации Дончане выступили против московского храма.
Этот сквер - многострадальный. В 2008 году здесь уже собирались построить супермаркет Обжора, а чуть позже и высотку, но местные жители отстояли один из немногих зеленых уголков в районе.
Не он ли фигурировал в эти же сроки два года тому в сводках новостей и события в нем стали причиной угроз ветеранов Великой отечественной бойкотировать празднование для Победы? Я не в курсе.
На акцию протеста собралось около 100 человек, многие пришли с детьми. После непродолжительных речей и демонстрации плакатов люди принялись действовать.
Жители утверждают, что общественные слушания не проводились, но забор уже появился + изображения церкви, которая здесь скорее всего будет строиться.
В результате общения с человеком, который назвал себя представителем Донецкшахтопроходки, юные граждане решили покончить с металлическим забором.
Забавляет, что все местные авторы, пишущие про это событие, яростно и даже радостно подчеркивают московскость патриархата храма, который даже не был построен, как будто его патриархальность имеет для граждан, а не организаторов, значение. Они же уверенно пишут про спонтанный характер акции, которая пришлась аккурат в канун Пасхи.
Стандартные заголовки будут выглядеть приблизительно как "Донецкая молодежь снесла забор московского храма". Классика жанра. Без всякого выяснения сути. Потому что не бывает акций, которые не организованы, все акционеры действуют в чьих-то интересах. Забудьте эти сказки. Эта история имеет все признаки межконфессионального конфликта, в котором одни умело пользуются слабостями и ошибками других, играя на чувствах ванек, родства не помнящих.
Последнюю спонтанную акцию на этот счет я помню у церкви, построенной на Дорогожичах, что в Киеве. Там умудрились влепить небольшой храм прямо по центру единственного в округе поля для организованного выгула собак, которые теперь гадят как раз на дорожках, что вокруг храма.
Однажды кто-то из клерикальных бабушек весьма нелицеприятно отозвался о происходящем вообще и собаках в частности. И началось. Длилось недолго. Гнев собачников был погашен быстро, потому что им важно было, чтобы их оставили в покое. Церковь дала задний ход. Пока дала задний ход, потому как здание-то стоит. Каким образом оно там появилось и с каким скандалом - сие мне неведомо.
В связи с этим выступлением в Калининском сквере вспоминаются другие такие же спонтанные выступления, организаторы которых сегодня испытывают проблемы с законом. Вот и на этот раз милиция наблюдала за происходящим, фиксируя на какие-то носители.
Если забор был установлен не по закону, то вряд ли у участников акции будут проблемы. Если установка конструкций была законной, то тогда какая-то административная ответственность будет, если будет на то желание владельца.
Осталось узнать, что именно будет со временем построено в Калининском сквере: православный храм, мечеть, протестантская кирха, супермаркет, заправка или высотное здание. И тогда станет понятно, кто именно приложил руку к тому, чтобы юные в своей массе жители Донбасса самоорганизовались прямо перед Пасхой, нашли в чуланах старые свои плакаты и пошли случайно сносить забор, установленный вокруг пустого места.
Вроде ж взрослые люди дискутируют на эту тему в Сети, но даже после 2004 года выглядит так, что они продолжают верить в сказки, рассказанные блогерами на доверии.
Комментарии
Таким поведением со стороны церкви УПЦМП, она сама убивает веру в Бога, да и вообще вопрос духовности там отпадает, так как застройщиков он меньше всего интересует
Разрешение на застройку дает не Бог.
Какую веру убивают супермаркет, жилой дом, заправка или что там будут строить дальше?
Вера либо есть, либо нет.
Конфликт, который произошел в донецком сквере имени Калинина на проспекте Павших Коммунаров в субботу, 14 апреля, случился из-за непонимания между представителями церкви Слова Божьего и УПЦ МП.
Об этом завил сегодня на пресс-конференции сообщил городской голова Донецка Александр Лукьянченко, передает корреспондент «Донецк. Комментарии».
Градоначальник пообещал разобраться в данном конфликте. На вопрос журналиста о том, что мэр обещал не допустить в данном сквере, Лукьянченко ответил:
«Надо же не путать Божий дар с яичницей. Я обещал, что там не будет застройки торгового центра», - подчеркнул мэр Донецка.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Что и требовалось доказать, но любителям слушать сказки про то, как активисты самоорганизовались из ниоткуда, чтобы построить у нас гражданское общество, это не понять.
От придурки. В Киеве сперва крест ставят, потом его кустарничком обсаживают, потом маленьким заборчиком окружают, и только потом, через пару лет, начинают строительство.
А ваще тошнит уже от этих церквей. Свободного места уже просто не остаётся. Самый натуральный захват земли для ведения предпринимательской деятельности. При этом без уплаты налогов. Мракобесие поглотило последние мозги народа.
Репортаж NgoDonetskUa
О невозможности строительства в сквере
Репортаж Первого муниципального
Кому в Донбассе мешает православный храм?
В жесткое противостояние превратился спор, разгоревшийся в Калининском районе Донецка вокруг темы строительства в местном сквере храма Рождества Пресвятой Богородицы. Православная община, выступившая инициатором возведения церкви в сквере по улице Павших Коммунаров, наткнулась не просто на протест группы местного населения - конфликт с каждым днем становится все более острым и бескомпромиссным. Что стало причиной столь категоричного непринятия людьми православной святыни по соседству со своими домами?
Из разных источников все чаще звучит информация о том, что речь идет не просто о гражданской позиции жителей, протестующих против застройки зеленой зоны, а о самом настоящем межконфессиальном противостоянии.
В пользу такой версии говорит и тот факт, что представители местных жителей, как они сами себя позиционируют, не хотят не просто идти на какие-то компромиссы, они не идут на диалог со сторонниками строительства храма и, словно зомби, повторяют:
- Нам ничего не надо. Ни благоустройства, ни детских площадок, ни храма...
Шум ради шума или...
Кто и кому противостоит на самом деле, попытались разобраться наши журналисты.
На свой сквер права не имеем?
Сквер, территория которого стала камнем преткновения в разгоревшейся борьбе, 40 лет назад строили донецкие шахтопроходчики.
- Это была наша идея, наша инициатива, - рассказывает председатель православной общины предприятия Евгений Новик (управляющий трестом «Донецкшахтопроходка», генеральный директор ШСК «Донецкшахтопроходка» с 1986 по 2011 год). - Раньше здесь была лесопосадка с пустырем внутри. На отдельных участках жители устроили мусорник. Микрорайона в том виде, в котором он есть сейчас,
тогда еще не было. Лесопосадка тянулась от проспекта Павших Коммунаров до улицы Дзержинского. Люди боялись тут ходить вечерами. Поэтому в 70 году по инициативе коллектива предприятия и при поддержке Калининского исполкома мы решили обустроить здесь парковую зону. Парк был полностью возведен за счет средств коллектива треста «Донецкшахтопроходка» и на 70% их же руками. Все эти 40 лет предприятие поддерживает сквер в нормальном состоянии. На всех субботниках наши люди здесь высаживали деревья, кустарники... Сделали первую детскую площадку.
Благоустраивать территорию сквера, по словам Евгения Новика, в планах предприятия и впредь. Но теперь уже параллельно со строительством храма.
- В 2007 году на нашем предприятии была создана православная община Рождества Пресвятой Богородицы. Уже тогда в планах появилось строительство храма. Сегодня в специально оборудованной молитвенной комнате совершаются молебны для наших сотрудников. Участвовать в них хотят и местные жители. Приходится выходить на улицу, священники прямо в сквере служат молебны. Именно это и побудило нас принять решение о постройке храма.
Евгений Борисович отмечает, что речь не идет о захвате территории сквера. Наоборот, предприятие готово взять на себя ответственность по реконструкции парковой зоны с последующим поддержанием здесь порядка.
- Как мы можем разрушить то, что создано нашими руками? Зачем на этом спекулировать? Мы хотим обустроить как минимум три-четыре детские площадки в разных уголках парка, сделать современное мощение тротуаров, установить новые лавочки, - продолжает Евгений Борисович. -Это место сам Бог создал для того, чтобы здесь вырос храм. Кроме того, мы хотим восстановить историческую справедливость и назвать этот парк именем шахтостроителей, а в будущем храме установить плиту с высеченными именами всех погибших донецких шахтостроителей, в том числе и тех, кто спас страну от последствий чернобыльской катастрофы. Храм будет небольшой, и его строительство
создаст жителям минимум временных неудобств. В то же время район получит не только реконструированный современный парковый комплекс, но и новый духовный центр, который здесь так необходим. В ближайших окрестностях нет храма. Православным людям негде помолиться. Мы приложим максимум усилий, чтобы здесь было одно из самых красивых мест в нашем городе.
Для тех, кто сомневается, мы готовы организовать поездки на предприятия, при которых уже построены храмы, - это электромеханический завод в Донецке, коксохимические заводы в Макеевке. Пустьлюди посмотрят, какая красота, какой уют их окружают.
5% от общей территории парка - именно столько согласно разработанному проекту займет храм.
60 лет находится на этом месте «Донецкшахтопроходка». И еще не один десяток лет простоит, обеспечивая заботой и вниманием и коллектив и закрепленные за ним территории.
Ассамблея Божья появилась в наших краях несколько лет назад. Как пришла, так и уйти может, не неся ответственности ни перед кем. И кто тогда обеспокоится состоянием парка? Жители? Их желание никто не ставит под сомнение. А вот возможности, прежде всего финансовые, вызывают опасения. Сегодня в муниципалитете нет средств на содержание этого парка, и городские власти не скрывают свой рассчет на предприятие. Потянут ли такие суммы жители не очень большого и далеко не самого зажиточного микрорайона города? Конечно, нет. Говоря сегодня нет храму, может быть, есть смысл задуматься над тем, что может быть здесь завтра.
Народ против?
Глава инициативной группы протестующих жителей Сергей Косяк также отрицает наличие межконфес-сиального конфликта:
- Я выступаю в первую очередь как отец четырехлетнего ребенка, который гуляет в этом сквере. Я живу в 300 метрах от парка. Год назад общественность уже высказала свое мнение: мы против любой застройки. Были затронуты мои самые святые чувства - чувство отцовства и чувство собственного достоинства. Поэтому говорить о том, что это разжигание межконфессиального конфликта, - ложь и неправда. Есть официальные письма, адресованные в официальные учреждения отом, что происходит втягивание озвученной церкви в то, что она якобы принимала участие в этой акции протеста. Это ни что иное, как провокация. У меня дома лежат тысячи подписей от местных жителей о том, что они не хотят какого-либо строительства в сквере. Но власть глуха к ним.
Как нам рассказали участники сбора этих самых тысяч подписей, они действительно есть, но только против чего - против строительства супермаркета. Разницу чувствуете?
Народ за!
Сколько жителей параллельно выступают за строительство в этом сквере храма, протестующие ни знать, ни слышать, видимо, не хотят. Жительница улицы Каштановая Екатерина Полякова, соседка Сергея Косяка, говорит, что наличие конфликта на религиозной почве в данном случае налицо. Сергей поселился на ее улице несколько лет назад.
- Купили дом. Многие жители, зная, для каких целей он приобретается, были против такого соседства. Но нас заверили, что здесь будет только гостиница и никаких служб там проводить не будут. И что мы получили? Сейчас там и песни под гитару, и пляски, и танцы до позднего вечера - такая у них вера. В большой пристройке к дому оборудовано что-то вроде храма. Меня туда они все время приглашали, но я ни разу не ходила, и никто из жителей нашей улицы не ходит. Ходят из окрестных мест. Людей они привлекают гуманитарной помощью. Мы не раз говорили: вас же никто не трогает, исповедовать вам вашу религию не запрещает, хотя нам такие «концерты» тоже не очень нравятся, так чего же вы к нам лезете? Ведь мы тоже имеем право написать, что нам их молитвенный дом доставляет неудобства, и его прикроют. А тут постоянно идет агитация людей в парке против строительства здесь православного храма. А многие жители нашей улицы и соседних микрорайонов двумя руками за то, чтобы в этом сквере появился храм. Здесь много пожилых людей, и они вынуждены ездить в церковь несколькими видами транспорта в другие поселки. Ближайший - на станции Мушкетово. Очень много молодежи нас поддерживает. Но наши дети не могут прийти - у одних работа, у других дети, утретьих старики. Некогда. А в результате получается -прав тот, кто громче кричит.
- Помогите, пожалуйста, - присоединяются и другие женщины. Среди них - жители улиц Каштановая, Хода-ковская,Лабутенко...
- Мы сами готовы идти по соседям и собирать подписи в поддержку строительства храма, - говорит Ксения
Москалюк. - Я лично уже 60 подписей насобирала. Многие люди еще и из-за того высказываются против, что их преднамеренно ввели в заблуждение. Я, например, слышала от соседей, что храм здесь будут строить не православный, а протестантский. Вот люди и говорят: а зачем он нам тут нужен? Кому это надо? Нам приходится переубеждать, рассказывать, что храм будет православный.
«Такой реакции не ожидали...»
Прокомментировать ситуацию мы попросили и представителей Донецкой епархии УПЦ МП.
- Мы никак не предполагали, что нормальные действия православной церкви в отношении своих же людей могут вызвать такого рода реакцию, - говорит руководитель пресс-службы Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев. - Это не первый храм, построенный в Донецке. Возведение церкви, сопутствующая этому молитва, благоустройство территории - это всегда встречалотолько приветствия со стороны людей. Потому что они видели конкретный результат. Я понимаю людей, которые протестовали против того, чтобы в этом сквере возвышалось здание супермаркета
или многоэтажки. Но когда речь идет о постройке небольшого храма, при возведении которого не пострадает ни одно дерево, мне такая позиция категорического непринятия непонятна. Мы не будем настаивать на строительстве храма именно в этом месте, для нас это не принципиальный момент, но мы будем слушать жителей Калининского района, всех жителей. И идя навстречутем, кто уже является прихожанами молитвенной комнаты Рождества Пресвятой Богородицы, которая существует в тресте, мыв законном порядке будем отстаивать выделение под застройку храма именно этого места.
Интересным на наш взгляд показалось и то, что рассказал нашему корреспонденту заместитель генерального директора ШСК «Донецкшахтопро-ходка» Сергей Клевцов, ставший
очевидцем событий, происшедших 14 апреля нынешнего года в сквере.
- Сегодня у нас проходит широкомасштабная реконструкция не только сквера, но и фасада здания треста. Протестующим против строительства храма не достаточно было слов и транспорантов, им необходимо было продемонстрировать силу. Ломали ограждение не местные жители, а явно подготовленные тренированные молодые люди со специальными инструментами, к слову, номера на машинах, на которых они прибыли к тресту, свидетельствовали о том, что они даже не из нашей области.
Сегодня юридические службы предприятия готовят иски в суд по возмещению нанесенного предприятию ущерба. Найти виновных будет несложно. Осталась фото- и видеосъемка происходящего.
P.S.
Очевидно, что точка в этом неоднозначном споре еще не поставлена. Все мнения высказаны, но обсуждение набирает все новые и новые обороты, превращаясь в масштабную пиар-кампанию. И те, кто погромче, на пути к поставленной цели - не пустить православный храм на православную землю. Они не чураются никаких средств и методов. Жителям вдруг оказались не нужны ни храм, ни благоустроенный парк с детскими площадками, фонтанами и клумбами... Вопрос возникает только один: если тема межконфессиальнои борьбы чужда этому спору, тогда кому в Донбассе мешает православный храм?
Наталья Хрусталева, Елена Чернухина
Кому мешает храм в сквере?
9 июня состоялись общественные слушания на тему: "Сохранение границ сквера им. Калинина по пр. Павших Коммунаров в границах, утвержденных решением исполкома городского совета от 28.08.96 №91, и о целесообразности строительства на территории сквера культовых сооружений". Начиная с 2008 года, "Вечёрка" выступала в защиту сквера от застройки, так как зеленый уголок могли уничтожить при строительстве супермаркета, высотного здания. Сейчас, когда речь идет о возведении храма на месте разрушенного фонтана, где рядом нет ни одного дерева, конфликт выглядит довольно странно. Какая сила за ним стоит? Ведь до этого инцидента ни разу не возникали возражения по поводу строительства соборов в скверах Донецка. Такое впечатление, что возвращаются времена воинствующего атеизма.
Конфликт на ровном месте
Инициаторами общественных слушаний выступила группа жителей Калининского района. Мнения участников, озвученные в ходе обсуждения, будут учтены депутатами горсовета для принятия решения. За объективностью происходящего наблюдал первый заместитель городского головы Николай Волков. Причиной созыва общественных слушаний явилось недопонимание, возникшее между группой местных жителей и прихожанами местной православной общины в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
К месту сбора подтянулось не менее трехсот человек. Член инициативной группы Юлия Подкопаева призывала выбрать другое место для строительства храма и оставить сквер детям. Хотя никто не собирался отбирать парк у мальчишек и девчонок. Житель микрорайона и президент областной общественной организации "Экологическое общество Донбасса" Сергей Ковалев пошел еще дальше. Он отправил по электронной почте обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором изложил суть конфликта и попросил рассудить жителей "по чести и по совести".
Следующим, по вопросу о недопустимости строительства на территории сквера, выступил Сергей Косяк. Нужно отдать ему должное, как пастор церкви "Ассамблея Божья", он обладает настоящим ораторским талантом. "Вот уже пять лет жители сражаются за целостность сквера, сначала здесь собирались построить супермаркет, потом высотку. Когда собирали подписи, я подумал: "Хорошо, что здесь будет магазин, и подписался". Потом у меня появился сын, и я случайно попал на общественные слушания, где мамочки просили сохранить сквер для детей. И я по-другому взглянул на этот вопрос - есть альтернатива, где можно построить храм", - отметил Сергей. Предложение переименовать эту зеленую зону в сквер "Шахтерской славы" и увековечить память погибших горняков, тоже почему-то сопровождалось подписями против возведения храма. К вопросу о невозможности строительства церкви привлекли двух юристов, которые убеждали собравшихся в том, что сквер - это земли рекреационного назначения, поэтому нельзя менять их целевое использование. Хотя никто на статус зеленой зоны не покушается.
Храм вместо разрушенного фонтана
Более убедительно звучали аргументы в пользу строительства храма, в них преобладал здравый смысл. Генеральный директор ООО "Шахтостроительная компания "Донецкшахтопроходка" Виктор Левит представил проект строительства церкви и прокомментировал его. "Многие из вас знают меня более 30 лет, для меня, как и для вас остро стоит вопрос благоустройства сквера. Когда-то на этом месте была лесопосадка с пустырем, люди боялись там ходить по вечерам. В 60-е годы сотрудники предприятия создали этот сквер на свои средства. Только за последние пять лет трудовой коллектив ШСК выделил на содержание сквера около 300 тысяч гривень, из них 108 тысяч - на обустройство и ремонт игровых площадок, 180 тысяч - на заработную плату дворников. Под строительство храма планируется занять только 10 процентов территории сквера. Храм будет расположен в середине центральной аллеи и не затронет парковую зону. При проведении строительных работ не пострадают зеленые насаждения. Все хозяйственные постройки храма будут располагаться в цокольном этаже здания. Территория строительства будет ограничена проектом, требования которого будут строго соблюдаться под контролем местных жителей. Рядом с храмом будет установлена памятная плита с именами погибших шахтостроителей и ликвидаторов аварии на ЧАЭС, чей беззаветный труд и мужество спасли нас от глобальной катастрофы. Любому здравомыслящему человеку ясно, что церковь - это порядок, дежурство милиции, положительная энергетика в сквере. Размещение храма в парке защитит его от строительства каких-либо зданий", - сказал Виктор Владимирович.
Стоит добавить, что согласно проекту община Рождества Богородицы и коллектив "Донецкшахтопроходки" планируют дальнейшее благоустройство сквера, чтобы создать комфортные условия для отдыха взрослых и детей. А именно: высадить 100 деревьев, 200 кустарников, разбить несколько цветников, построить новый фонтан, установить новые скамейки и оборудовать еще одну детскую площадку. Юрист "Донецкшахтопроходки" Юрий Рудик подтвердил, что ни в одном документе предприятия не написано, что храм будет вместо сквера. У Донецкого экологического движения к проекту церкви тоже замечаний нет.
В прениях мнения разделились пополам - "за" и "против". К разуму жителей микрорайона взывали в своем письменном обращении матери из Ленинского района: "То, что у вас происходит, вызвало у нас недоумение. Мы благодарны ПрАО "Донецксталь" - "Металлургический завод" за обновленное здание ДК, строящийся храм, новые детскую и спортивную площадки. Разве герои-шахтопроходцы достойны памяти в виде развалившегося фонтана? Как коротка наша память. Трагическая история нашей страны в XX веке началась с разрушения храмов, давайте не будем повторять старые ошибки. Не поддавайтесь на провокации и уговоры новоявленных религий, им нет дела до нашей исторической памяти". Пока шел горячий спор между оппонентами, все желающие расписывались в поддержку строительства храма на большом стенде.
Акция противоречила здравому смыслу
О своем видении конфликта рассказал пресс-секретарь Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев:
- Число православных верующих в городе Донецке растет с каждым днем. В то же время люди уже не ходят в храмы два раза в год. Они хотят, чтобы храм был недалеко от места, где они живут и работают. По благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона община в честь Рождества Пресвятой Богородицы была создана в 2008 году. Основными прихожанами стали сотрудники ООО "Шахтостроительная компания "Донецкшахтопроходка". Для них в здании компании была оборудована молитвенная комната, которую стали посещать не только сотрудники предприятия, но и жители близлежащих домов.
Нами было разработано несколько проектов, один из которых предполагает строительство небольшого храма в центе сквера имени Калинина. Главным управлением городского строительства и архитектуры горсовета было выдано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. К сожалению, 14 апреля, в Великую Субботу, была проведена акция по уничтожению ограды вокруг фонтана в сквере. По моему мнению, требования и методы организаторов акции противоречат здравому смыслу. Меня настораживает категоричность активистов, выступающих якобы от имени всех жителей Калининского района.
Так кому выгодно выступать против храма? Во время общественных слушаний в сквере я невольно услышала разговор о том, что у церкви "Ассамблея Божья", которую финансируют США, возникли проблемы с денежными вливаниями. И если пастор Сергей Косяк не допустит строительство православного храма, то получит солидную денежную "премию". Кстати, его дом обозначен в интернете как штаб-квартира ассамблеи. И где гарантия, что горстка людей, позабывших, что они против любого строительства и скандирующих, словно зомби: "Церкви - нет!" не являются прихожанами ассамблеи? Допускаю, что часть противников храма могли стать жертвами манипуляции сознанием. Ведь они заранее были настроены ничего не видеть и не слышать.
И если люди так любят свой сквер, то почему его убирают и благоустраивают шахтопроходчики? Какая-то потребительская любовь получается у жителей микрорайона - для нас сквер место отдыха, а ухаживают за ним пусть другие. Те, кому действительно небезразлична судьба парка, были бы рады, что он станет более зеленым и красивым.
Марина ПАРХОМЕНКО.
Фото автора.
НА СНИМКАХ: общественные слушания; на этом месте хотят построить храм; молодежь расписывается в поддержку церкви; проект храма и благоустройства сквера.