Если бы кинокомпания "Netflix" производила и запускала в людские массы наркотики, то я давно и безнадежно была бы netflixзависима.
В их продукте есть все, что мне интересно: прекрасная команда сценаристов, операторская работа уровня бог, саундтреки, убедительные актеры, приглушенные тона, символы-подсказки-намеки, отсутствие ярко выраженной градации героев на "хороших девочек" и "плохих мальчиков", открытый финал и невозможность просчитать дальнейшее развитие сюжета.
Все по-честному, узнаваемо и чуть-чуть обыденно.
"Банши", "Клетка", "По волчьим законам" - наконец, наступила очередь "Озарка", о котором мне в свое время прожужжал уши муж. Я посмотрела вместе с ним первую серию, разочаровалась, расстроилась... и забыла о сериале на год.
За этот год много чего случилось.
И в конце августа мы почему-то вновь решили вернуться на второй круг - странно, но фильм зашел.
До боли отозвалась растерянность финансового гения Марти, предательство лучшего друга, лихорадочные попытки ослабить удавку на своей шее, страх за жизнь семьи и крах многолетнего брака - взрослые проблемы и кризисы, щедро удобренные адреналином от домоклового меча над головами главных героев в лице одного из крупнейших наркокартелей, на который старательно трудился симпатяга Марти Берд.
"Я не продаю наркотики школьникам, не убиваю людей - я всего лишь бухгалтер", - убеждает то ли нас, то ли самого себя Марти, скромный белый воротничок.
Первую серию я смотрела в полглаза.
Вторую и третью проглотила залпом, не поморщившись, не закусив.
Четвертую отложила про запас, потому что скоро будет светать...
За следующие четыре ночи я посмотрела весь "Озарк", переварила его и почувствовала готовность поделиться с вами именно в той концентрации и градусе, в которых он остался во мне.
О чем фильм?
Для меня - о силе и последствиях человеческого выбора (собственно, мой роман "Поток" о том же, поэтому... да, фильм отозвался).
О том, что каждый из нас самостоятельно выбирает цвет и размер собственной петли на шее и время, когда она затянется.
О том, что нельзя и на х** сесть, и рыбку съесть (прАстите).
О жадности и алчности.
О глупости.
Помните финальную фразу из "Адвокат дьявола", когда Аль Пачино, усмехаясь одними глазами, произносит фразу "И все-таки тщеславие - мой самый любимый из человеческих грехов..."?
Марти и его жена, которая из-за рождения второго - незапланированного - ребенка не сумела вернуться в любимую профессию и страдала от этого, вполне могли подождать еще лет десять, живя в скромных финансовых рамках, и потихоньку двигаясь в сторону желаемого уровня доходов. Ну как, в скромных: небольшой уютный дом с бассейном и батутом, машина, барбекю с друзьями по выходным и садики-школы по будням. Вроде бы все как у всех и даже лучше.
Но - нет.
Слишком просто.
И, вместо того, чтобы развивать шаг за шагом вместе с другом финансовую компанию, Марти в один далеко не прекрасный день принимает настойчивое предложение харизматичного и сладкоголосого Диля. Диль, на секундочку, является "лейтенантом" (доверенным лицом) хозяина крупнейшего наркокартеля - и тут же, после пожимания рук, нам демонстрируют вырезанные заживо глаза человека, хлебное место которого занял Марти.
Показательно?
Более чем.
Остановиться, сделать шаг назад?
Поздно.
В фильме есть сцена в режиме фитбек, когда режиссер показывает точку не возврата для главных героев. Марти и Венди в банных халатах сидят в шикарной спальне загородного особняка Диля, любуются видом из панорамных окон и осторожно говорят о том, а не принять ли предложение работать бухгалтером в бизнесе наркокартеля... Всего лишь - бухгалтером? Отмывать деньги? Не убивать, не продавать, а всего лишь делать то, что Марти, как финансовый консультант, умеет так хорошо делать?
Ммм?
Просто говорят.
Пьют дорогущее вино.
Пробуют варианты на вкус - и сами не замечают, как соглашаются.
Согласие выросло из сомнения, сомнение проклюнулось от жадности, а дальше - классика жанра.
Вуаля.
Что такое Озарк?
Озеро.
Невиданной красоты озеро, на берег которого Марти привозит свою семью и где начинают разворачиваться события, заставившие меня до утра попивать горький чай и бояться моргнуть лишний раз, чтобы не пропустить важное.
Взгляд.
Прикосновение.
Интонацию.
Озарк - главный герой сериала.
И не понятно, то ли озеро это - место темной силы, магнитом притягивающее к себе человеческое отребье,
омерзительное в своей жадности, глупости и желании легкой наживы. То ли это деньги картеля, последовавшие за Марти, отравили все вокруг, заставили снять маски и показать людей свои истинные лица?
На этот вопрос отвечать вам - не мне.
Ключевые слова сериала: выбор, деньги, ложь.
Жанр: криминальная драма с элементами триллера и черной комедии.
Все остальное - красивый антураж, грамотные акценты, прекрасная игра актеров всех планов (Барри! Ах, Барри, ты был бесподобен!), адреналиновые всплески в стиле "Ахренеть!" и атмосфера.
Именно своей атмосферностью, символизмом и гротескностью "Озарк" напомнил мне "Твин Пикс", первый сезон "Настоящего детектива" и "Любовников".
Великолепный фильм.
Прекрасная мораль.
Завораживающая картинка.
Отзеркаливание собственных слабостей и пороков, надежно спрятанных за картинкой счастливой семьи - для нашей инстаграмно-кукольной жизни самое то.
И задайте себе вопрос: когда меня поставят на колени и приставят пистолет ко лбу ребята, которые ворочают такими деньгами, что сосчитать их невозможно (поэтому фуры, которые их перевозят, просто взвешивают), о чем или о ком я подумаю в последний раз?
И на что я готов пойти, чтобы это исправить?
Вы пока ищите информацию об "Озарке", друзья, я пойду почитаю о новом ребенке кинокомпании "Netflix".
"Метод Комински" называется.
Говорят - восторг.