Кажется, в 2003 году финский режиссер Аки Каурисмяки показал Киноакадемии средний палец и отправился ловить рыбу в то время, как его фильм «Человек без прошлого» был номинирован как лучший фильм на иностранном языке.
В Лос-Анджелес финн не поехал в знак протеста против войны в Ираке. С тех пор, по мнению Каурисмяки, ничего в мире, в принципе, не изменилось к лучшему, поэтому он решил продолжить бойкот, когда в 2007 финское жюри отобрало для борьбы за "Оскар" другой его фильм "Огни в сумерках". А вот на вручении гран-при Каннского фестиваля за того же «Человека без прошлого» и на вручение премии «Балтийская звезда» в Петербурге за «Огни в сумерках» он с удовольствием приезжал.
Пролетарские трагикомедии
При этом Аки Каурисмяки явно не любитель громких фраз, пафоса и борьбы с ветряными мельницами. Кажется, что он все время смеется над собой, героями и всякими неустройствами этого мира. И при этом остается серьезным.
Во всех его пролетарских трагикомедиях живут суровые, но добрые мужчины и женщины с глубоким чувством собственного достоинства. Герои его картин – мусорщик, водитель трамваев, кассирша из супермаркета, продавщица хот-догов, работница спичечной фабрики, бездомные.
Каждый персонаж «Человека без прошлого» будь то «охранник-беспредельщик» со своей собакой-убийцей Ганнибалом, разорившийся предприниматель или сторож угольного склада – живой. Мужики в фильмах Каурисмяки – настоящие пацаны, которым немного не повезло. Они решительно пожимают друг другу руки, задумчиво крутят свои самокрутки и мало говорят.
Доставило
В фильмах Каурисмяки вообще текста не много. Зато чуть ли не каждый диалог – маленькое открытие.
- Как мне отблагодарить тебя?
- Если увидишь, что я лежу лицом в луже, переверни.
***
- Одолжи машину на субботу.
- Я никому ничего не одалживаю. Двадцатка в час плюс бензин.
- Жадность – большой грех.
- У меня бизнес. Государство защищает бизнес. А государство безгрешно.
***
- Будем драться?
- Зачем?
- Я люблю эту женщину.
- Ну и хорошо.
***
- У меня восемь картофелин. Три нужно оставить на зиму. Две – на семена. Мы фермеры должны думать о будущем. Едим то, что остается.
Весь этот рок-н-ролл
Юмор Каурисмяки мягкий, ситуативный и часто становится очевиден только в следующей сцене. Трогательности фильму придают детали – чайный пакетик в спичечной коробке, вилка в кармане пиджака, едва заметно притопывающая в такт музыкальному автомату нога сторожа угольного склада.
Музыки в фильме много – в основном это финская эстрада 60-х годов и рок-н-ролл. Как Брегович у Кустурицы, у Каурисмяки есть коллектив Marko Haavisto & Poutahaukat, который он снимает чуть ли не в каждом (а может и в каждом) своем фильме. Появились парни и в «Человеке без прошлого».
Фильм, скорее всего, оценят те, кто ищет сюжет. Любители спецэффектов могут и расстроиться.
Трудное детство Горького.
Ну и напоследок немного любопытных фактов об Аки Каурисмяки. По словам российского кинокритика Андрея Плахова, который написал книгу о Каурисмяки, у режиссера русские корни. Предки Каурисмяки носили фамилию Кузьмины и были выходцами из Карелии. Правда, сейчас финн умеет произносить по-русски только одну фразу: «В детстве жизнь Максима Горького была очень тяжелой».
Почти во всех фильмах режиссера (и в «Человеке без прошлого» тоже) главную женскую роль исполняет Кати Оутинен.
На замечание российского журналиста о том, что в России его называют «финским Михалковым», Каурисмяки ответил: «Ого, это самое страшное оскорбление, какое вообще можно мне нанести. Лучше бы назвали меня «финским Кончаловским», он все же снял один очень хороший фильм — «Первый учитель».
До того, как стать кинорежиссером, Аки Каурисмяки успел поработать посудомойщиком, почтальоном, рабочим на стройке, мойщиком посуды и журналистом.
На вопрос, чем бы он занимался, если бы не стал режиссером, говорит:
- О, я наверняка был бы великим посудомойщиком, величайшим в Европе. Или помощником рабочего на стройке. Настоящему мастеру везде найдется место.