В апреле 1944 г. из Киргизии, из эвакуации возвратился в родной Донбасс Донецкий музыкальный театр. Об этом написал в одном из майских номеров газеты "Соц. Донбасс" художественный руководитель Сталинской областной филармонии Борис Векслер. В Киргизии коллектив продолжал работу, и показал зрителям оперы "Евгений Онегин", "Травиата", "Фауст", "Запорожец за Дунаем".
Вернувшись в Сталино, театр за короткий период поставил три оперы и одну оперетту и подготовил для показа оперы Джузеппе Верди "Риголетто" и Бизе "Кармен".
Фото времён оккупации
"Показанные уже спектакли дают нам право говорить о большой творческой работе коллектива театра и о его творческом росте. Показанные оперы отличаются красочностью. Это говорит о большом художественном вкусе режиссёров-постановщиков Здиховского ("Черевички", "Запорожец за Дунаем", "Паяцы") и Пресмана ("Корневильские колокола"). Хороши декорации главного художника театра Ляховича. Стиль художника Ляховича нам знаком по постановкам "Иван Сусанин", "Фауст" и др. Это - картинность, мягкие тона, изобретательность, полная гармония с действием на сцене и исторически верное отражение эпохи", - писал Б. Векслер.
Автор статьи сохранил для нас имена артистов театра того времени. Роли Вакулы в "Черевичках" и Канио в "Паяцах" исполнял артист Рише. Он очень полюбился зрителям. Артист обладал сильным, красивым тембром драматического тенора. Хороши были и знакомые по предвоенному году артисты Колобов, Подольская, Нагорная и Сабинина. Театр пополнился и новыми солистами - Сабецкой, Гоппен и Тубельским. Хорошо показала себя и балетная труппа, а именно балетмейстер Васина, солисты Гончарова, Горчакова, Кременецкий и Ефремов.
Критике Б. Векслера подверглись оркестр и хор. "Оркестр не укомплектован, а в игре наличного состава не чувствуется нужного ансамбля, чистого строя и органичной связи со сценой. Почти то же нужно сказать и о хоре".
27 мая 1944 г. состоялась встреча редакции и авторского актива газеты "Соц. Донбасс" с работниками театра. Артисты рассчитывали с помощью общественности улучшить свою работу и сыграть большую роль в популяризации музыки русских и западно-европейских классиков, в развитии советской музыкальной культуры в Донбассе