Первый осенний месяц в культурной жизни Донецкой Народной Республики отмечен двумя событиями, которые могут стать хорошим началом для новой кинематографической летописи Донбасса, сообщает Русское телеграфное агентство.
После демонстрации фильма немецкого режиссера Марка Балтармая «Украинская агония. Скрытая война» в республике объявили о создании Союза кинематографистов ДНР.
Союз планирует тесное сотрудничество с аналогичной организацией России. Артисты и режиссеры РФ уже приезжали в Донецк. Можно предположить, что в обозримом будущем нас ждут новые фильмы, и не только документальные, которые в республике снимают довольно часто, но и художественные. Местные деятели верят, что это обязательно сбудется, поскольку Донбасс дал России нескольких известных режиссеров. Достаточно вспомнить Юрия Кару или покойного Василия Пичула.
Донбасс привлекал сценаристов и режиссеров еще со времен зарождения звукового кино. Причем выбирали его не просто как место для сюжета. Чаще всего сам сюжет был тесно связан с темой войны или шахтерского труда. «Я люблю», «Донецкие шахтеры», «Большая жизнь», «Это было в Донбассе», «Молодая гвардия», «Степь», «Восемь дней надежды», «Зеркало для героя», «Маленькая Вера». Список можно продолжить.
Начало кинематографии в Донбассе положил уроженец города Мариуполя, сценарист и режиссер Леонид Луков своей лентой «Я люблю». Молодые люди вряд ли видели этот фильм, снятый в тридцатые годы прошлого столетия в поселке, который в народе назывался Собачевкой. Смотреть его сегодня интересно именно с исторической точки зрения. Он о том, как на Донбасс съезжались на заработки крестьяне из российских сел, как назревало и складывалось революционное движение. В этом фильме внучку шахтера сыграла знаменитая Гуля Королева, судьбе которой посвящена книга «Четвертая высота».
Это та самая Гуля, которая в Великую Отечественную войну, под Сталинградом, будучи смертельно раненой, повела бойцов в атаку. Она первая ворвалась во вражеский окоп и подорвала гранатами 15 фашистов. Не вдаваясь в сюжет, стоит отметить, что фильм интересен и тем, что в нем можно увидеть бараки и землянки старой Собачевки, которая сохранилась до тридцатых годов в своем первозданном виде.
Львиная доля работ режиссера Леонида Лукова была посвящена Донбассу. Сюда – в довоенный и послевоенный Сталино - съезжались лучшие актеры Советского Союза. Именно этот промышленный край, пропахший потом и кровью, но гордый и несломленный, привлекал их больше всего.
Перед самой войной на экраны выходит знаменитая «Большая жизнь». Это жизнь Донбасса в тридцатые годы, с их противоречиями и стремлением к лучшей жизни. В фильме снялись такие великолепные актеры, как Борис Андреев, Петр Алейников, Марк Бернес, Вера Шершнева.
Уже после распада Союза Лукова обвинят в том, что вину за аварии на шахтах Донбасса он возложил на вымышленных диверсантов, на самом же деле причиной человеческих жертв была именно гонка за рекордами. Но правда оказалась посередине. И диверсанты тоже были, а противники советской власти, как мы знаем, дожили и до нападения на страну гитлеровской Германии.
Особое место в творчестве режиссера и в истории Сталина занимает фильм, снятый сразу после освобождения города. Сейчас, когда в прифронтовом Донецке множество разрушенных зданий, шахт, дорог, фильм смотрится по-другому. Оккупация Сталино, пустые глазницы разрушенных домов. И перед каждым его жителем стоит выбор – как жить дальше, как не сломиться перед врагом.
Главную героиню фильма сыграла Татьяна Окуневская. Фильм был создан по фронтовым рассказам писателя с Донбасса Бориса Горбатова о жизни комсомольского подполья в Сталино во время Великой Отечественной войны. Комсомолка Елена Логинова пробирается в шахтерский поселок для организации подполья. На экране террикон и поселок в Петровском районе.
Многие старожилы еще помнят, как проходили съемки. Печально, что именно этот район Донецка и в нынешнюю войну подвергся жестоким обстрелам. Также мы видим центр города – нынешнюю улицу Артема с разбитым центральным универмагом, проспект Труда. Во время съемок здесь случился казус. Когда по улице пошли артисты, переодетые в фашистскую форму, жители, измученные долгой и кровавой войной, приняли их за немцев, и чуть было не избили. Одним из кульминационных моментов фильма была казнь матросов, которую наблюдали жители Сталино.
Из самой жизни был взят и сюжет о подвиге старого потомственного шахтера Кулыгина. Он недавно похоронил сына, погибшего при выполнении задания. И теперь гибнет сам, гибнет как герой - подрывает фашистов и себя рудничным газом. А комсомольцы-подпольщики поджигают биржу труда, спасая тысячи жителей Сталино от участи быть вывезенными в фашистскую Германию. Фильм с другими лентами, снятыми сразу после войны, объединяет одно завидное качество. В нем снимались артисты, пережившие войну, и она для них не вымысел, а боль и страдания, муки и надежда.
И как тут не вспомнить и фильм «Молодая гвардия», который снимался в Краснодоне.
Шахтерскую тему уже в 80-е годы прошлого столетия продолжит фильм Александра Муратова «Восемь дней надежды», где центральные роли сыграли великолепные актеры – Валентин Гафт, Дмитрий Харатьян, Алексей Булдаков, Николай Караченцов. Сюжет чисто шахтерский. На угольном предприятии случился обвал, и под землей остались два шахтера. Директор принимает непростое решение – добраться до пострадавших с помощью отбойных молотков. Нужно успеть за 8 дней, иначе шахтеры погибнут. А наверху все это время их ждут родные.
Интересно, что в массовках фильма принимали участие сами шахтеры, а съемки его проходили на горловской шахте «Кочегарка». Очевидцы вспоминают, что Гафт полгода провел на шахте и буквально вжился в образ. Очень важно было понять психологию людей, которые каждый день, рискуя жизнью, спускаются под землю, ведь легендарный горный дух Шубин не всегда бывает добрым, а выброс метана может случиться в любой момент. Тут следует заметить, что фильм получил высокую оценку самих шахтеров, которые признали, что сделан он правдиво и точно до мелочей.
Одним из лучших фильмов, снятых примерно в то же время, было «Зеркало для героя» Владимира Хотиненко - суровая советская картина стала основой для развлекательной американской ленты День сурка. Критики определили его жанр как социальная фантастика. И снова прекрасная плеяда актеров – Сергей Колтаков, Иван Бортник, Борис Галкин, Наталья Акимова и другие.
Двое случайных знакомых волею загадочных обстоятельств переносятся почти на 40 лет назад. Этот день – 8 мая 1949 года – начинает повторяться для них с неумолимым постоянством. Каждому из героев судьба дает свой шанс: Андрей может предотвратить гибель людей в обветшавшей шахте, Сергей – по-новому взглянуть на своих родителей и понять их. И снова мы видим знакомые пейзажи, точно воссоздана атмосфера городской глубинки. В конце фильма авторы попытались соединить фантастику с реальностью. Когда путешественники во времени возвращаются в современный Донецк на День Победы, они видят многих наших ветеранов, реальных, прошедших суровые бои.
К сожалению, многие из них не дожили до наших дней. Не дожили и не узнали, что война снова пришла на их землю. И привели ее доморощенные неофашисты.
Если первые фильмы, снятые на Донбассе, молодежь уже и не помнит или не знает, то фильм Василия Пичула «Маленькая Вера» видели все. Снимался он в Мариуполе. И снова в ленте были задействованы лучшие актеры – Людмила Зайцева, Юрий Назаров и тогда еще почти неизвестные Андрей Соколов и Наталья Негода.
Закончить скромный обзор хочется классикой. Это фильм «Степь» по рассказу Чехова, снятый в Хомутовском заповеднике Сергеем Бондарчуком. Это та самая девственно нетронутая степь, раскинувшаяся севернее Новоазовска. Это надо смотреть.
С приходом на Украину независимости кинематограф развиваться практически перестал: упор был сделан на создание развлекательных и музыкальных программ. В наши дни страна пожинает результаты общего упадка культуры. Правда, в 2006 году в Донецке сняли несколько эпизодов фильма Оксаны Байрак «Аврора» с участием Дмитрия Харатьяна.
Построенные в Донецке современные гостиница и теннисные корты на территории парка имени Ленинского комсомола вполне сошли за элитную американскую клинику с прилегающей к ней территорией. Эвакуацию жителей Припяти снимали под Краматорском. Были кадры и в старом донецком аэропорту. Новый тогда был только в проекте. К сожалению, на месте и нового, и старого аэропорта теперь лишь воронки и выжженная земля.
Кино на Донбасс обязательно вернется. И мы еще увидим немало прекрасных фильмов с талантливыми актерами, фильмов, которые заставят нас думать и переживать. Донбасс в этом плане край благодатный. Недаром же созданный в ДНР Союз кинематографистов уже объявил конкурс на лучший сценарий киноновелл из 12 серий.