Не так давно посмотрел картину Уловка-22, которая в оригинале называется почти также, то есть Catch-22.
Говорят, что это антивоенная комедия абсурда, но мне показалось, что картина практически документальная. Лента, будто иллюстрация к пословице Кто в армии служил, тот в цирке не смеется.
Очень, очень старая фильма, когда в Штатах еще снимали антивоенные и местами даже антиправительственные картины. Одна из последних такого рода, она вышла на экраны в 1970. Роль главного героя Джоса досталась Алану Аркину, который первый раз номинировался на Оскар еще в 1966 году, когда играл русского офицера в ленте Русские идут, а получил его только сорок лет спустя, за роль неравнодушного к хмурому и порно старика в Маленькой мисс Солнечный свет.
В 1944 годе американская армия в развалочку и не сильно торопясь добивает немецких нацистов и итальянских фашистов, которые не очень-то хотят умирать в таком замечательном климате. Как и сами американцы, которые ищут любую возможность, чтобы откосить от вылета.
Главный герой давно уже налетал положенное для отпуска и даже дембеля, но его полковник, который гонится за славой и деньгами, постоянно эту норму увеличивает, что делает дальнейшую службу невыносимой.
Уловка-22 заключается в том, что комиссовать сумасшедшего из армии могут только... по его личному заявлению, а заявление, написанное для того, чтобы избежать боевых вылетов, очевидный признак здравого ума и рассудка.
Настоящий театр военных действий становится сценой для скетчей из театра абсурда, каждый из которых обильно сдобрен сарказмом и ч0рным юмором, потому как рядом постоянно гибнут близкие главному герою люди, теряющие свою жизнь при каких-то невероятных обстоятельствах.
Мнимых больных и настоящих раненых лечит престарелый доктор, который налетал боевых часов больше всех и по бумагам давно мертв, потому как разбился, не выпрыгнув с проданным на сторону парашютом. Есть тут и майор Майор Майор - такое возможно наверное только в английском. И "палатка мертвеца" откуда нельзя выбросить вещи, без ведома убитого в первый же полет владельца.
Тема коммерции в армии, поднятая в одноименной книжке, по которой и был снят фильм, очень сильна и практически вторая по силе линия после главной. Наблюдая за действиями оборотистых интендантов, которые проворачивают многомиллионные сделки как с казенным имуществом, так и с трофеями, не имея ни денег, ни кредита, ни инвестиций, становится понятно откуда растут ноги у постоянно увеличивающейся урожайности мака в оккупированном армией Соединенных Штатов демократическом Афганистане и почему так велик наркотический и прочий нелегальный оборот в освобожденном Ираке. Опыт накоплен колоссальный.
Автор одноименной книжки по фамилии Хеллер сам был летчиком, за спиной которого шесть десятков боевых вылетов на В-25. Предвидя успех картины, тот самый Орсон Уэллс пытался получить права на экранизацию ленты, но ограничился ролью офицера, который похож и на английского премьера, и на английского бульдога одновременно.
В Википедии пишут, что Уловка-22 - первый фильм американского большого экрана, в котором крупным планом снят персонаж, сидящий на унитазе - именно так командир полка изволили принимать подчинённых. Роль лейтенанта-спекулянта должна была достаться Джину Уайлдеру, но он отказался от порочащей честь мундира роли. Рядом крутятся Джон Фогт и молодой Шин-старший.
Подошли к съемках очень серьезно и дорого. Парамаунт выделила на съемки 17 миллионов баксов и большая часть денег пошла съемки реальных полетов, которых в картине всего десять минут - полеты бомбардировщиков снимали полгода (!) и налетали они полторы тысячи часов.
В одном из полетов команда лишилась помощника режиссера, который так увлекся съемкой, что выпал из хвостовой турели, разбившись насмерть.
Режиссер Майк Николз потребовал для съёмок 36 бомбардировщиков B-25 Mitchell, но сумел найти только 17, которые были пригодны для полётов, потому как восемнадцатый был сожжён почти сразу - при съёмке ключевой сцены с аварией.
По фильму непонятно почему Джос так переживает на этот счет, но те, кто читал книгу знают, что с ним очень любили летать, потому как будучи штурманом-наводчиком, он выводил самолеты по самой невероятной траектории, не заботясь о поражении цели, а только о безопасности. Случилось это как раз после того случая, когда он единственный раз вывел бомбардировщик на цель точно и тот поразил мост. В результате погиб один из боевых товарищей главного героя, а он сам... получил награду. Еще один парадокс.
Смотреть кино, не зная истории, которая за ним стоит, достаточно сложно, а молодым людям так и вовсе будет скучно - очень уж изменилась манера съемок и подачи материала в кино за последние сорок лет.
Уловка-22 вышла в 1970 году и была отвратительно принята критиками, совсем не окупив себя в прокате, но несмотря на все эти глупости, картина очень быстро получила статус культовой, а фразы/сцены из нее стали сырьем для многочисленных шуток и прибауток современного кинематографа, кичащегося своим постмодернизмом.