Так, ну посмотрел «Братство» Лунгина. Многие критики фильма упустили важный момент, фактически это экранизация мемуаров главы ельцинского ФСБ, Николая Ковалева, служившего в Афганистане. Он и был главный консультант фильма, чьи воспоминания легли в основу сценария.
В фильме есть два положительных персонажа, благородный лидер душманов, инженер Хашим и, альтер-эго Николая Ковалева, еще более благородный полковник КГБ Николай Дмитриевич.
Советская армия показана в фильме сбродом, солдаты и офицеры бухают, дерутся друг с другом, мародерствуют, слова своего не держат, кошмарят мирное население. На любой войне не без дерьма, но картинка получилась уж слишком черная, без полутонов. На контрасте с ними и выделяются два человека: образованный инженер Хашим, лидер моджахедов, который сражается за свою Родину с советскими захватчиками и аристократичный смелый безупречный офицер КГБ, в исполнении Кирилла Пирогова, который весь такой красивый прилетает из Лондона в Афганистан, где, с трудом удерживая в узде пьяное быдло, в лице Советской армии, ведет с афганскими душманами переговоры о выдаче пленных и беспрепятственном выводе войск из Афганистана.
Закономерный (для Лунгина) финал фильма – полковник КГБ и главарь моджахедов все порешали, а напившийся водки из-за убийства сына генерал армии, наплевав на нежную дружбу Николая и Хашима, с вертушек разнес крепость благородных и милых душманов.
Тем не менее, разок правда в фильме прорывается устами того же армейского генерала, разговаривая в финале с Николаем Дмитриевичем на повышенных тонах, он бросает: «Мы войну выиграли, а теперь уходим. Из-за таких вот советников, как вы!»
В общем-то верно сказал, советские войска ввязались в разборки просоветских афганцев во многом потому, что КГБ считали, что тогдашний глава Афганистана Амин начал работать на ЦРУ. Было ли так на самом деле – неясно. Просоветский режим держался бы там и без прямой оккупации, он там и после вывода наших войск продержался дольше чем сам СССР. И вывод войск в момент, когда СССР и просоветские афганцы в принципе контролировали всю страну случился потому, что Союз уже сыпался, сдавая свои национальные интересы по всему миру, и ни партия, ни КГБ его спасать не собирались.
То есть, Лунгин на деньги Фонда кино снял антироссийскую агитку, где армия показана мародерами и оккупантами, просоветские афганцы (составлявшие более половины населения) – коллаборантами и предателями своего народа, душманы – благородными борцами за свободу и лишь блистательная фигура полковника КГБ Николая стоит над всем этим во белом сиянии. Не умаляя боевых заслуг недавно умершего Николая Ковалева, я напомню, что замглавой и главой ФСБ он был при Ельцине, в 1994-1998 годах, именно в тот период, когда мы все и вся сдавали нашим западным «партнерам и друзьям» из НАТО.
А чтобы снять правдивый фильм про Афганистан надо было слушать десятки боевых офицеров армии и ГРУ, спецслужб, а не одного офицера КГБ.
С точки зрения искусства, фильм тоже слабый : герои картонные, диалоги неестественные , сценарий слабый. Сдаёт Лунгин.
Спору нет , Лунгин имеет право экранизировать свои фантазии об Афгане плюс воспоминания одного отдельно взятого офицера, но почему он делает это не за свой счёт , а за счёт Фонда кино в рамках заказа «снимите патриотический фильм про Афганистан?»)
Угадайте где на фото звероподобный армейский генерал, а где благородный особист?)