Дарий предлагает Иданфирсу покориться или сразиться с ним, находясь на распутье, обдумывая и не зная, куда же двигаться дальше, на север или на восток. И совершенно великолепен ответ Иданфирса, как бы подсказывающий ему, что скифские племенные святыни — могилы Герроса — совсем уже рядом, в пустынных местах Меотиды, и тем самым заставляющий Дария двигаться дальше на восток по намеченному маршруту.
Поход царя Дария на скифов
Дарий увеличивает скорость передвижения до 50 км в день и в течение последующих 6 дней, двигаясь вдоль северного побережья Меотиды, пересекает несколько рек, и в том числе р. Лик (Кальмиус), и выводит главные силы персидского войска к реке Оар (Миус, где и останавливается). Идентификация рек Лик и Оар соответственно с Кальмиусом и Миусом подтверждается выполненными расчетами, согласно которым войско Дария преодолевает за 6 дней еще порядка 300 км пути (50x6 = 300 км) или 270 км по прямой (270x1,10 = 297 км) на географической карте, приводящей нас к крупнейшей приазовской р. Миусу.
Таким образом, на 21-й день похода по территории Скифии авангард персидского войска, представленный в основном кавалерией, достиг реки Оар (Миус), и Дарий приказал остановиться. Собственно говоря, Геродот, сообщая об этом, называет две реки, впадающие в Меотиду: Лик и Оар, между которыми, по всей видимости, и вытянулось в походе семисоттысячное персидское войско с царским двором и пехотными частями на повозках-телегах, внушительным обозом и сопровождающими его стадами. Поэтому, если расчеты скоростей передвижения войска Дария на данном отрезке пути отнести к центральному ядру персидского войска, где находился, вероятно, и царский двор, то пройденный путь сокращается с 300 до 260 км (300 — 1/2x80 = 260 км). а скорости движения уменьшаются соответственно до 40 — 45 км в день (260: 6 = 43 км в день). То есть можно сказать, что скорости движения остались фактически на прежнем уровне, что можно объяснить общей усталостью персидского войска и отсутствием на данной территории наезженных дорог.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, а также нулевые результаты предпринятого им длительного похода полным составом войск, Дарий решает изменить не оправдавшую себя стратегию военных действий: «Пришедши в пустыню и приостановив поход, Дарий расположился с войском у реки Оар, затем воздвиг восемь громадных укреплений на одинаковом расстоянии одно от другого приблизительно стадий на 60...» [IV, 124]. То есть на всем протяжении вдоль Меотиды между реками Лик и Оар была создана оборонительная линия из 8 крепостей длиной около 80 км и отстоящая от моря на 15 — 20 км. Причем для нас очень важно, что общая протяженность этой линии укреплений, определяемая Геродотом в 7 расстояний по 60 стадий (0,185 х 60 х 7 = 77,7 км), в точности совпадает с фактическим расстоянием между приустьевыми участками рек Кальмиуса и Миуса, снятыми с географической карты. И не менее важно также, что перечисляя реки в строгой последовательности с запада на восток (и с юга на север), Геродот называет сначала р. Лик (Кальмиус) и следующей за ней р. Оар (Миус) с указанием их местоположения относительно Дона (Танаиса) и Северского Донца (Сиргиса): «Из земли фиссагетов (т.е. истоки этих рек находятся в направлении земли фиссагетов. — А. Ч.) текут четыре большие реки через область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду. Имена этих рек Лик, Оар, Танаис и Сиргис» [IV, 123].
Однако окончательно убеждает нас в том, что Лик — это Кальмиус и что Оар — это Миус, произведенный топонимический и лингвистический анализ
Итак, где же протекает река Лик, или по-гречески Яиос, т.е. Волчья река, как она названа у Геродота, а также у Клавдия Птолемея (I — II вв. н.э.) и на «Карте древних поселений на Юге России», изданной в Одессе в 1884 г.? Принято считать, что так называлась в древности современная р. Кальмиус, впадающая в Азовское море. Но абсолютной уверенности не было, пока автором не была доказана одноименность Волчьей-1 (или днепровской Волчьей) и Волчьей-2 (приазовской Волчьей), создававших вместе (соединяясь в верховьях волоком) ответвление водного пути «из варяг в греки» (в обход Днепровских порогов). То есть одноименность реки Волчьей-1 — главного притока Самары (впадающей в Днепр) и р. Кальмиуса (Волчьей-II) была подтверждена основополагающим правилом топонимики, выведенным для «взаимосвязанной системы географической ориентации». И, наоборот, зная, что Волчья И (Кальмиус) именовалась в какой-то период Калы (см. Книгу Большому Чертежу), нам удалось доказать, что Волчья-1 называлась тогда же Каялы. Так была найдена главная «половецкая» река «Слова о полку Игореве», существование которой считалось недоказуемым.
Река Сюурлий
В летописном повествовании о походе князя Игоря Святославича в Половецкую степь самым реальным ориентиром принято считать реку Сюурлий, или точнее, Сюоурлий < Сюоарлий (как она названа в летописи). Причем р. Сюурлий (Сюоурлий, Сюоарлий) отождествляется нами с современной р. Крынкой — главным и крупнейшим притоком р. Миуса. Следует также вспомнить, что при отыскании нужных направлений и путей древние ориентировались на местности с помощью созданных ими систем одноименных топонимов и гидронимов. В данном случае одноименным указателем местонахождения р. Оар служит ее приток Сюоарлий (Сю-оар-лий), основная значимая часть наименования которого (корень «оар») повторяет название главной реки. С другой стороны, доказав, что Миус назывался в прошлом Оар, мы тем самым еще раз, и теперь уже окончательно, убедились в достоверности наших расчетов, а также в тождественности рек Крынки и Сюоарлий.
Считаем установленным, таким образом, что именно между реками Кальмиусом (Лик) и Миусом (Оар) было остановлено движение всего персидского войска, и Дарий создал между ними огромный укрепленный район, защищенный с юга морем, а с севера — воздвигнутыми в одну линию укреплениями. Именно отсюда, находясь и оставаясь в укрепленном лагере со своей свитой, а также разместив в нем пехотные части и обоз, Дарий организует преследование скифов кавалерией, повышенные или «форсированные» скорости движения которой, как было указано выше, составляют 80 — 85 км в день. Таким образом Дарий стремилея во что бы то ни стало настичь высокоманевренные отряды скифских воинов, чтобы захватить пленных или каким-либо другим способом разыскать местность Герр, где находились священные могилы предков скифских царей.
Поиски страны Герр
По свидетельству Геродота, одно из названий Герр было связано с Танаисом (Доном), до которого на востоке простиралась территория скифов-кочевников: «кочевники эти населяют к востоку на расстоянии 14 дней пути страну, прости-рающуюся до реки Герра» [IV, 19]. Другое известное в то время место с названием Герр находилось в стране будинов, где-то у Днепровских порогов: «Могилы царей находятся в Геррах, до которых Борисфен судоходен» [IV, 71]. И, наконец, третье упоминаемое Геродотом место с названием Герр связано с пустынной местностью, расположенной к северу от территории будинов: Борисфен «известен до местности Герр, до которой 40 дней плавания с севера... Кажется, он (с севера) протекает через пустынную местность до страны скифов уесоруши» [IV, 53].
Поэтому, раздобыв указанные сведения (тем или иным способом), персы устремились на поиски Герра последовательно по этим трем направлениям. И Геродот, описывая рейды-броски персидской кавалерии по указанным направлениям, соблюдает приведенную выше хронологическую последовательность. Однако он пытается найти в этих передвижениях видимый порядок и планомерность действий, которых нет и не должно быть, так как рейды были выполнены в диаметрально противоположных направлениях.
Геродот: «Когда скифы перешли реку Танаис, в погоню за ними последовали немедленно и персы, пока наконец не прошли землю савроматов и не достигли владений будинов» [IV, 122].
«...Вторгшись в землю будинов, персы напали на деревянное укрепление, которое было совершенно покинуто будинами, и сожгли его» [IV, 123].
Персы «прошли землю будинов и вступили в пустыню. В пустыне этой вовсе нет населения; она расположена над страной будинов и тянется на 7 дней пути. Над пустыней обитают фиссагеты...» [IV, 123].
То есть в своем сообщении о будино-фиссагетской пустыне Геродот уже в третий раз подтверждает сказанное им ранее об этой пустынной местности: «Выше будинов, к северу от них, лежит прежде всего пустыня на протяжении 7 дней пути, а за пустыней больше в восточном направлении живут фиссагеты, народ особый и многолюдный» [IV, 22].
Этапы похода Дария против скифов
Исходя из вышеизложенного, в рейдовом походе персидской кавалерии можно выделить следующие этапы:
1. Рейд-бросок с преследованием скифов или, вернее, савроматов от берегов реки Оар (Миус) в восточном направлении к Танаису (Дону), с пересечением его выше современного города Ростова-на-Дону. Отсюда их путь пролегал вдоль левого берега Маныча, вверх по этой реке, к месту впадения в него р. Егорлык, которая также именовалась рекой Герр (см. главу 4.3. Герр среди рек восточной Скифии). Персы пришли сюда, полагая, что это и есть искомый Герр. Они проделали путь протяженностью порядка 440 км (с учетом кривизны дорог), который при скорости движения 80 — 85 км в день определяется промежутком времени в 5 — 6 дней.
2. Возвращение вниз по течению Маныча, от места впадения в него р. Егорлык (Герр), обратно в укрепленный лагерь Дария. И марш-бросок отсюда в северо-западном направлении, в страну будинов или, точнее, к порогам Борисфена. Этот путь (с учетом кривизны дорог) составляет около 660 км и был проделан за 8 дней.
3. Персидская кавалерия проследовала по земле будинов к северу, вдоль Борисфена, разорила на своем пути деревянное укрепление (город Гелон) и достигла «пустынной местности» (т.е. реки Орели). Не обнаружив здесь Герра, возвратилась в укрепленный лагерь Дария. На данном этапе похода был проделан путь протяженностью 400 км (с учетом кривизны дорог) всего за 5 дней.
konnitsa persovТаким образом, персидская конница, не отягощенная обозом, преодолела в общей сложности путь протяженностью 1500 км за 18 — 19 дней, передвигаясь со средней скоростью 80 — 85 км в день. И если вспомнить теперь о царском ремне с 60 узлами-днями, определявшими общее время похода, то именно столько времени (18 — 19 дней) и не более мог позволить себе Дарий на конные рейды и поиски Герра, так как предстоял еще обратный путь до Истра (21+18+21=60 дней).
Как сообщает далее Геродот, возвратившиеся скифы плотно блокировали лагерь Дария у Меотиды. И персидский царь «оказался в затруднительном по-ложении», причем настолько, что скифы послали ему символические «дары»: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. «Персы спрашивали принесшего дары о значении подарков. Он сказал, что ему было приказано только отдать дары и как можно скорее удалиться. Он предложил, чтобы персы, если они мудры, сами поняли, что означают эти дары. Услышав это, персы стали совещаться» [IV, 131]. При этом были высказаны два противоположных предположения. «Дарий высказал мнение, что скифы отдают ему и самих себя, и землю, и воду. Он предположил это на том основании, что мышь живет в земле, питаясь теми же злаками, что и человек, лягушка — в воде, птица более всего походит на лошадь; стрелы же означают, что скифы отдают свою военную мощь». Ближайший же сподвижник персидского царя Гобрий сказал, что «дары» означают следующее: «Если только вы, персы, не улетите в небо, обратившись в птиц, не укроетесь в земле, став мышами, или не прыгнете в болото, обратившись в ля-гушек, вы не вернетесь назад, пораженные этими стрелами» [IV, 132].
Отступление царя Дария
В это же время (пока персы раздумывали) скифы пытаются отрезать пути отступления Дарию и посылают Скопасиса и савроматов для переговоров с ио-нийцами, охранявшими мост через Истр. Геродот сообщает об этом: «Между тем, одна часть скифов, прежде получившая приказание нести охрану около озера Меотиды (выделено мной. — А. Ч.), а теперь идти к Истру для переговоров с ионийцами, прибыв к месту, объявила следующее: «Мужи ионийцы, мы несем вам свободу, если только вы захотите послушаться. Мы знаем, что Дарий приказал вам охранять мост только шестьдесят дней, а если он в течение этого времени не явится, удалиться в свое отечество. Теперь же вы не будете виновны ни перед ним, ни перед нами, поступив следующим образом: оставайтесь установленное число дней, после этого удалитесь». — Когда ионийцы согласились так поступить, скифы немедленно поспешили назад» [IV, 133].
Таким образом, обстановка еще более усугубилась, и персы попали в со-вершенно безвыходное положение. Именно об этом моменте сообщает также Страбон, рассказывая, как Дарий в Гетской пустыне (см. труд Иордана «Гетика») «был захвачен в ловушку и рисковал погибнуть со всем своим войском от жажды; но он понял опасность, хотя и поздно, и повернул назад».
Геродот сообщает: «После того, как дары были доставлены Дарию, оставшиеся на месте скифы выстроились в пешем и конном строю против персов, чтобы вступить с ними в бой».
И персидский царь предпринял немедленное и скрытное отступление: «При наступлении ночи Дарий ... оставил на месте, в лагере, слабых солдат, гибель которых была для него наименее чувствительна, и велел там же привязать всех ослов. Итак, люди были покинуты по причине их слабости, а ослы привязаны для того, чтобы реветь; и Дарий ... немедленно двинулся к Истру» [IV, 135].
Проигрыш царя Дария в военном походе
Дарию удалось уйти. Однако он переправлялся через Истр настолько спешно, что приказал разрушить мост, оставив на противоположной стороне 80000 войска, которые и были перебиты скифами.
Обращение к походу Дария в Древнюю Скифию представляет значительный интерес не только в историческом плане, но, главным образом, как метод проверки географических сведений Геродота и основных идентификаций рек, полученных нами в результате исследований. То есть анализ географии похода Дария 513 г. до н.э. подтверждает целый ряд топонимических положений, высказанных в исследовании.
И нам (или нашим читателям) остается лишь разгадать величайшую историческую загадку древности, загаданную Иданфирсом персидскому царю Дарию.
Зачем скифский царь послал Дарию символические дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел?