Самое ужасное, что может произойти с Украинской православной церковью Московского патриархата, это то, что она сохранится только на тех территориях, которые вот уже четыре с половиной года Украиной не являются. В этом парадокс.
Протоиерей Никита Панасюк
С отцом Никитой меня связывает давняя дружба и маленький город на границе ДНР и Украины. Протоиерей Никита Панасюк является первым и единственным настоятелем Свято-Владимирского храма в Докучаевске. От отца Никиты исходит какой-то абсолютный свет, у него огромное сердце и ясные глаза, такие не спрячешь даже за стёклами очков. Он — носитель и участник легенд о знаменитом старце отце Зосиме.
Когда деревья были большими, а Докучаевск ещё жил мирной-премирной жизнью, отцу Никите неожиданно сделали предложение переехать в Россию, обещали и приход, и уютный дом. С большими сложностями отец Никита преодолевал первые годы своей службы в Докучаевске, паства маленькая, город-труженик не слишком-то спешил поворачиваться к Богу лицом, довлело советское прошлое. Отец Никита рук не опускал, делал своё дело в маленьком украинском городе, но предложение о службе в России воспринял, как путь, который ему открыл Господь.
Донецкий старец
Отношение отца Зосимы к отцу Никите было отеческим. У отца Зосимы со многими были именно такие отношения — тёплые, добрые, он многим давал советы, многих благословлял. Со всех уголков страны съезжались к отцу Зосиме и батюшки, и даже некоторые политики, считавшие себя его духовными чадами. Для всех находились слова — ясные, правильные слова, кого-то он предостерегал (как Януковича, например), кого-то наставлял. Конечно, отец Никита приехал к отцу Зосиме за благословением на отъезд в Россию, без благословения старца настоятель Свято-Владимирского храма не мог пойти на такой шаг.
Зосима тогда ответил отказом, не благословил, сказал, что будет ещё возможность у духовного чада служить в России. Отец Никита расстроился, сник, сели то ли чай пить, то ли обедать, разговор уже о другом зашёл, вокруг другие батюшки, другие вопросы. Отец Никита в разговоре не участвует, думает о том, что вот собирался служить в России, а без благословения, конечно, теперь не выйдет ничего из этой затеи. И тут отец Зосима поворачивается к отцу Никите и говорит, чтоб тот не печали свои мысленно множил, а продолжал здешний докучаевский путь. И в конце снова фраза: «Будешь ещё служить в России!»
Отца Зосимы не стало в 2002 году. Напоследок старец говорил так: «…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры, и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение».
Богохранимая страна
Границы церкви не совпадают, да и не могут совпадать с границами государств. Государства делят всё горизонтально, а церковь наоборот говорит о вертикальном делении. Люди церкви считают, что их отечество — это отечество горнее. Темпоритм церковной жизни не совпадает с ритмом жизни государства. Церковь — структура более мощная и более древняя, чем государство, церкви доступна уникальная зоркость. Мы, жители светского государства, даже предположить не можем, что будет через полвека на нашей земле. Мы, православные, точно можем назвать день, когда наступит Пасха. И через пятьдесят лет, и через век, и через тысячелетие.
«Раньше в литургии мы читали так «о богохранимей стране нашей, о властех и воинстве ея». С начала войны у нас есть благословение о властях не поминать, так как именно власть и развязала войну. Теперь читаем так «о богохранимей стране нашей и православном народе ея». Особенный смысл приобрели те строки, в которых мы молимся о пленных…» — рассказывает отец Никита.
Сегодня церковь — это источник политических спекуляций. Каждое слово, сказанное здесь, на территории Донецкой Народной Республики слышат там, на той стороне. Мы какими-то своими высказываниями можем своим же собратьям на территории Украины нанести ущерб. Именно поэтому отец Никита чаще молчит, чем соглашается что-либо прокомментировать. Именно поэтому братия Свято-Успенской Почаевской лавры выступила с обращением верить только той информации, которая появляется на официальном сайте лавры, не поддаваться на провокации СМИ.
Сегодня то, что происходит в Киеве, не имеет отношения к убийству церкви, Русскую Православную церковь невозможно уничтожить. Если не будет храмов для того, чтобы молиться, люди будут молиться в домах, в квартирах, в подвалах, где угодно. По большому счёту купол храма Русской Православной церкви — это само звёздное небо над головами тех, кто возносит молитвы. Страшно другое, людей заставляют следовать за раскольниками, подменяют истину собственной однобокой полуправдой, совершают циничную попытку убить веру, искажают факты, интерпретируют прошлое, пытаются загнать православного человека в угол, а ведь человек слаб, особенно современный человек, который чаще ведом, чем ведёт.
У Христа за пазухой
В определённом смысле, церкви, которые расположены на территории ДНР, находятся в безопасности. «Да, у нас есть привилегии. За это, конечно, благодарность нашим руководителям. То, что происходит там, на другой территории, нас это с одной стороны не касается, нас миновала чаша сия, но с другой стороны, разве можем мы не думать о наших братьях, о том, с какими сложностями им приходится сталкиваться ежедневно. Война — это наша общая боль, — говорит отец Никита, — одни из первых просьб, о ком мы молимся на литургии, это о Великом Господине и отце нашем святейшем патриархе Московском и всея Руси Кирилле, о господине и отце нашем блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Онуфрии, о господине нашем высокопреосвященнейшем митрополите Иларионе. Молиться о владыке Онуфрии сегодня особая честь, в настоящее время именно он является оплотом православия на территории Украины. Он реальный герой, который хранит единство, утешает людей».
Докучаевский храм назван в честь Митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), который был прославлен Русской православной церковью в 1992 году в лике святых как священномученик. День памяти — 25 января. Сто лет назад на Всеукраинском Церковном соборе был поставлен вопрос об автокефалии Православной церкви на Украине. Митрополит Владимир тогда отстаивал единство Русской церкви. «В Киеве были особые времена, впрочем, как и сейчас, — говорит отец Никита, — попытка украинизации, обстановка в Киево-Печерской лавре была конфликтной, это было связано и с расколом, и с революцией. Я часто говорю с паствой словами отца Зосимы и словами священномученика Владимира, что надо держаться Русской православной церкви».
25 января 1918 года к митрополиту Владимиру пришли пять вооружённых солдат, вывели его из лавры и зверски убили между валом Старой Печерской крепости, неподалёку от Никольской улицы. «Мощи митрополита Владимира находятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Сегодня в этих пещерах происходит опись имущества. Чем люди, которые делают опись, лучше безбожников советских времён?— задаётся вопросом Отец Никита и сам же отвечает, — Ничем! А говорят, что борются с коммунистическим прошлым. Что они там делают? Святых описывают! Мощи святых и праведников, находящиеся в лавре, это тоже имущество? Люди безумствуют, но при этом продолжают считать себя людьми!»
Мы сами себя убьём
А меж тем проблемы человеческие, которые не касаются войны и прочих безумств, почти не меняются. «Люди не сильно меняются, и проблемы они создают себе и другим одни и те же. Только что-то усугубляется, — говорит отец Никита, — мне больно об этом говорить, но люди продолжают блудить и не стесняются убивать своих собственных детей. Война — это не только смерти от снарядов, выпущенных по нам. Это ещё и моральное разложение, это безапелляционность, с которой женщина не готова принять Богом данного ребёнка. Она идёт и убивает его. Увеличилось число абортов. Люди не так часто зубы идут рвать, как делают аборты. Люди переживают, что волосы у них выпадают от стресса, а то, что дети выпадают из мам, — всем всё равно».
Украина, постепенно погружаясь во мрак экономической несостоятельности, а теперь ещё и военного положения, утрачивает веру не только власть, но ещё и в человеческую жизнь, в само право на эту жизнь. Украина занимает первое место в Европе по числу прерванных беременностей. Около 20 процентов жительниц Украины в год отказываются от уже зачатых детей. В Западной Европе этот показатель около 3-4 процентов. В Восточной Европе — около 14 процентов.
«Часто звучит сравнение: как там и как тут, — говорит отец Никита, — а надо не сравнивать, надо за собою следить. Аборты — это бич о двух сторонах! И если сегодня по нам не стреляют, то аборты-то мы делать продолжаем, убиваем своих детей, убиваем своё будущее. Наши предки в войну жили во много раз хуже, чем мы, а детей рожали. В реальном холоде и в реальном голоде».
Громче музыку
Совсем скоро наступит 19 декабря — День Святого Николая. Традиционно в этот день в Свято-Владимирского храме Докучаевска будет служба, после службы на территории храма откроется ярмарка, прихожане испекут булочки, пирожки, казаки поставят самовары, угостят всех чаем. Вырученные средства пойдут на подарки детям. «Дай-то Бог, чтобы в этом году не стреляли. В прошлом году на Николая мы пошли поздравить детей в городской интернат, был очень мощный обстрел, снаряды ложились на улицы города. Но мы всё равно шли, прятались за домами, коленки тряслись, подгибались ноги, так страшно было. Пришли в интернат, поздравили детей, подарили подарки, начался спектакль, страшно, у некоторых слёзы текут, но спектакль не отменили. Я тогда молился и просил: «Сделайте музыку громче, чтобы дети не слышали, как нас убивают».
«Отец Никита, а что будет дальше?» — спросила я.
«Я не знаю, — ответил батюшка, — но точно знаю, что с нами Бог!»