Сегодняшний (не)праздник, как обычно, раскалывает общество - так у нас практически со всеми праздниками. Причем тут оно колется даже не на две части. К ожесточенному спору почетных булкохрустов и заслуженных пролетариев непременно добавляются еще и профессиональные жертвы из числа тех, кто страшно гордится "украинской революцией", но отрицает революцию 1917 года в целом как привычно проигравшая сторона.
Стоит, конечно же, отметить, что и первые, и третьи на самом деле тоже имеют вполне пролетарское происхождение или являются ближайшими потомками сельских свинопасов и хлеборобов, которым революция дала социальный лифт. Однако обычно изображают столбовых дворян. А все полученное отрицается по той причине, что в представлении оппонентов Октябрь и последовавшая за ним Гражданская война, военный коммунизм, большой террор и пр. принесли с собой столько плохого, что это сводит на нет всё хорошее it-could-be.
Соответственно, сторонники празднования много лет пытаются объяснить, что полученные выгоды (а в случае с Украиной это собирание земель в границы 1991 года и наполнение их государственным содержанием) перевешивают многочисленные жертвы. Но прийти к согласию тут никак невозможно, поскольку рациональное сражается с эмоциональным и это чисто политическая технология.
Попробуйте объяснить увлеченному идеей человеку (никогда не голодавшему и выросшему в полном благополучии), что голод 30-х годов не является геноцидом украинцев - и вы получите ушат помоев, угрозы и проклятия.
Незнакомые ему умершие люди гораздо важнее того, что у него, у этого человека, был роддом и медицина высокого уровня, следившая, чтобы деточка не склеила ласты в раннем возрасте, что было нормой у ее предков. Его родители получили хорошее образование, работу, квартиру, в которой он живет или сдает внаем.
У них была полноценная жизнь. Они получают пенсию за трудовой стаж, заработанный на предприятиях, построенных в рамках того же проекта, в котором случился голод. Он даже может гордиться продукцией этих предприятий, например, "самым большим в мире самолетом". Но система, его создавшая, и события, ее породившие - это чуждо.
Еще хуже, если в истории семьи есть те, кто погиб в 20-30-е годы. Такую обиду перешагнуть решительно невозможно и тогда желание мести заслоняет любую реальность.
Но технология как раз и предусматривает работу с эмоцией, на это были потрачены десятилетия и огромные усилия. Ее задача - уничтожить саму возможность повторения ситуации, когда огромная масса бесправных, подавленных, имеющих узкий горизонт будущего людей превращается в политическую нацию, способную осваивать космос и бороться за мировое господство. Когда небольшая элита не владеет всеми богатствами страны и не держит миллионы в ничтожестве, а принципы социальной справедливости распространяются максимально широко.
Увы, но "октябрьский переворот" не случился просто потому, что кучка каких-то злобных негодяев захватила власть ̶н̶а̶ ̶м̶а̶й̶д̶а̶н̶е̶. От декабристов до штурма Зимнего прошло сто лет, в течение которых формировались те самые идеи социальной справедливости, в итоге приведшие к появлению СССР. У этих идей была почва. Их наполняли жизнью как раз самые передовые слои общества - те самые столбовые дворяне. И полное крушение всего случилось вовсе не из-за выстрела "Авроры".
Можно порассуждать, как бы оно было, если бы не октябрь 1917-го. Жизнь, как и вода, всегда находит куда течь, процесс эволюции случился бы так или иначе. Десятки миллионов сирых и убогих обрели бы достаток и образование для детей. Права женщин выровнялись бы. Евреев перестали бы громить и унижать. Современная техника когда-то заменила бы крестьянскую лошадку.
Но точно так же из дня сегодняшнего можно рассуждать, что Третий Рейх может и не был таким уж злом. Гитлер бы умер, на его место пришли более либеральные люди и разрешили украинским рабам иметь какие-то права. Даже жить в городах и ездить в общественном транспорте. Через десятилетия неизбежно бы за связь с немецкими женщинами перестали расстреливать, пошло скрещивание и мы бы "пили баварское".
А главными задачами всякого приличного человека, желающего добра своей Родине, является
а) не быть хуже комсомольцев и чекистов 30-х годов;
б) взять от прошлого все лучшее и сделать его еще лучше.
Только на это как раз времени нет. Ненавидеть всегда проще, чем прощать. Творить зло легче, чем расти над собой и учиться новому. Быть слугой на хорошем пайке приятнее, чем страдать за други своя.
И как-то вот само собой получается, что на фоне "хороших людей", творящих зло, "мерзкие уроды" из прошлого видятся великими творцами, создавшими новую цивилизацию. А то, что даже поблагодарить их за свет в каждом доме нет никаких сил - так это ничего. Силы найдутся, когда его выключат операционные менеджеры успешной технологии борьбы с прошлым.