Глупо любить или ненавидеть исторических персонажей. Будь то Сталин, Бендера, Екатерина Великая, Б. Хмельницкий, Петр Первый, Скоропадский, Мазепа, Ленин, Шухевич , Берия и т.д
Все они жили и действовали в конкретных исторических условиях, в среде себе подобных. Их действия нельзя оценивать с позиций наших представлений о добре и зле. Можно лишь бесконечно углубляться в исторический контекст и стараться понять ту эпоху, в которой они действовали.
Однако зачастую исторические персонажи и те события , которые с ними связаны, не дают людям покоя. Люди мучаются, сопереживают, носят внутри себя психологические травмы, которые часто вызывают у них чувство униженности и желание исправить содеянное их предками. Исправить их сейчас, в наше время, восстановить историческую справедливость.
Многие народы испытывают подобные психологические травмы, связанные с неспособностью простить действия исторических персонажей. Эта неспособность оплакивать прошлое, прощать его. не создавать себе комплексы вины, может мучить целые народы на протяжении многих поколений. Психологическая травма, связанная с болезненным восприятием истории, может передаваться из поколения в поколение и становиться основой для национальной идентификации.
Любая власть может помочь своему народу преодолеть психологическую травму , как сделали, например, Коль и Митеран, когда создавали союз между Францией и Германией после многих столетий вражды и войн. За ними потянулись остальные европейские страны.
Пожалуй ни один народ не может так преодолевать свои психологические травмы как евреи, история которых просто трагична.
Но власть может наоборот с помощью пропаганды усиливать фантомные боли народов, формируя болезненный национализм , фобии, агрессию реваншизм и фашизм. Тогда судьба такого народа печальна.